Содержание основных категорий эстетики

реферат

1.1 Теоретическая модель эстетического

Эстетическое - мета-категория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвы-шенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства. Эстетическое было осознано как самостоятельная и основополагающая для системы эстети-ческих знаний категория только во второй половине ХХ в. До этого разработка коренной категории эстетики - прекрасного - предвосхищала теоретическое осознание и «появле-ние» эстетического (эстетических свойств).

Какова же природа эстетического и наиболее близкого к нему пре-красного? В исто-рии эстетики сложились пять теоретических моделей эстетического. Концепции пре-красного, выдвинутые в истории эстетической мысли, так или иначе тяго-теют к одной из этих теоретических моделей эстетического (каждая из многообразных концепций прекрасного входит в одну из пяти его теоре-тических моделей).

- 1 модель эстетического (объективно-духовная; объективно-идеали-стическая): эстетическое - результат одухотворения мира Богом или аб-солютной идеей. Этой модели эстетического соответствует первая модель прекрасного: прекрасное - свет Бога на конкретных вещах и явлениях (Тертуллиан, Фома Аквинский, Франциск Ассизский) или воплощение абсолютной идеи (Платон, Гегель). Божественным одухотворени-ем легко объяснить прекрасное, возвышенное и другие положительные эстетические свойства, но затруднительно - безобразное, низменное, ужасное. Впрочем, при определенной гибкости ума божественным вме-шательством можно объяснить существование и цветка, и обезьяны, и си-невы неба, и красоты, и вообще все на свете, а значит, ничего конкретно и для каждого явления нужно искать свое объяснение. Концепция божест-венной природы эстетического (как будто для сознания, принимающего Бога, существует нечто имеющее небожественную природу!) нарушает научный принцип объяснения явлений исходя из их собственной природы (спинозовский принцип «causa sui» - по причине самого себя). Научно корректно определение, «притертое» к объясняемому явлению и требую-щее минимального количества необходимых и достаточных оснований и аргументов.

- II модель эстетического (субъективно-духовная, персоналистская, субъективно-идеалистическая): эстетическое - проекция духовного бо-гатства личности на эстетически нейтральную действительность. Этой модели эстетического полно соответствует вторая модель прекрасного: действительность эстетически нейтральна, источник ее красоты - в ду-ше индивида (Т. Липпс, Ш. Лало, Э. Мейман), прекрасное возникает бла-годаря «ссужению», «одалживанию» (Жан Поль), «вчувствованию» (Б. Кроче), «проецированию» (Н. Гартман) духовного богатства человека на действительность; красота - результат интенционального (направленно-го, активного, «обмысливающего») восприятия предмета субъектом (Ф. Брентано, А. Мейнонг и другие феноменологи). В этой концепции теряет-ся критерий оценки эстетической ценности, в эстетику вторгается волюн-таризм.

- III модель эстетического (субъективно-объективная; дуалистиче-ская): эстетическое возникает благодаря единению свойств действитель-ности и человеческого духа. Этой модели эстетического полно соответст-вует третья модель прекрасного: прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты (Аристотель), или с его практическими потребностями (Сократ), или с нашими представлениями о прекрасной жизни (Н. Чернышевский). При такой трактовке возникает двойственность оснований (жизнь/субъект) как эстетического, так и пре-красного и не устраняется волюнтаризм эстетических суждений и оце-нок. Эта модель в 60-80-х гг. ХХ в. признавалась марксистской (и значит правильной) рядом советских теоретиков (В. Ермилов, М. Каган) ввиду того, что ее развивала приближенная к марксизму особа - Чернышев-ский.

- IV модель эстетического («природническая»; «материалистическая»): эстетическое - естественное свойство предметов, такое же, как вес, цвет, симметрия, форма (Д. Дидро и другие французские материалисты). Мно-гие годы в советской науке наряду с третьей моделью господствовала эта четвертая модель эстетического и прекрасного (И. Астахов, М. Овсянни-ков, Н. Дмитриева), потрафляющая стремлению официозной идеологии все трактовать вульгарно-материалистически. У этой концепции четыре ахиллесовы пяты: если эстетическое - такое же свойство природы, как ее физические и химические свойства, то неясно, почему его изучением не занимаются естественные науки; инструмент, с помощью которого можно измерить эстетические свойства предмета - вкус - принципи-ально отличается от весов и иных приборов, измеряющих физические свойства предметов; «природническое» понимание эстетического ли-шает эстетику монизма: оказывается невозможным, исходя из единого ос-нования, объяснить основные категории эстетики (прекрасное и возвы-шенное предстают как природные свойства, а трагическое и комическое - как общественные, как результат общественных противоречий); при-родническая концепция оказывается не в состоянии объяснить сущность эстетического в сфере социальной жизни и в искусстве.

- V модель эстетического («общественная» концепция): эстетическое - объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества (общечеловечески значимое в явлениях). Эстетиче-ское появляется благодаря деятельности людей, втягивающей все в мире в сферу человеческих интересов и ставящей все в определенные отноше-ния к человечеству. Этой модели эстетического полно соответствует пя-тая модель прекрасного: прекрасное есть явления с их естественными ка-чествами, втянутые человеческой деятельностью в сферу интересов лич-ности и обретающие положительную ценность для человечества как ро-да.

Прекрасное - это явления «одухотворенные», очеловеченные челове-ческой деятельностью, ставшие сферой свободы, то есть оказавшиеся в сфере освоенного человеком мира (Л. Столович, В. Ванслов, Ю. Борев). Эта концепция дает возможность объяснить природу и эстетического, и прекрасного, исходя из единого основания, не впадая при этом в волюнта-ризм.

Делись добром ;)