Содержание основных категорий эстетики

реферат

1.2 Эстетическое как ценность

В эстетическом отношении отсутст-вует непосредственная практическая цель и в то же время в это отноше-ние входит все богатство и многообразие общественной практики, весь опыт человечества. Иными словами, эстетический объект и отношение к нему содержательно определены всемирно-историческим развитием че-ловечества. Воспринимая в предмете его эстетические свойства, мы схватываем его самую широкую общественно-практическую значимость, его цен-ность для человечества в целом (для всего человеческого рода). Если для страдающего от непогоды береза ценна как топливо и строительный материал, то ценность ее для всего человечества выступает как бесконеч-ная сумма бесконечно малых утилитарных значений, которая перед эсте-тическим чувством предстает в снятом виде как нечто желанное, радост-ное, прекрасное. Втянутые деятельностью людей в сферу человеческих интересов, предметы несут на себе печать социальных и культурных зна-чений, что составляет основу их эстетической ценности (другими слова-ми, в эстетическую ценность березы входит и ее поэтический образ, сфор-мированный русской поэзией).

Вещественность, чувственная конкретность, натуральные свойства предметов есть естественно-природный материал эстетического. Благо-даря общественно-исторической практике предметы и явления мира втя-гиваются в сферу интересов человека и обретают «чувственно-сверхчув-ственную» природу, свою ценность для человечества (эстетическое зна-чение, эстетические свойства).

Может показаться странным, что у природных объектов - цветка, ле-са, звезды - есть общественные свойства. Это - философски беспомощ-ное недоумение здравого смысла, исходящего из очевидной данности объекта, из непосредственного опыта предметной повседневной деятель-ности. Здравый смысл воспринимает «сверхчувственные» обществен-но-исторические черты природных объектов как их собственную, объек-тивную чувственную природу; он наделяет предметы природными эсте-тическими свойствами, независимыми от исторического движения и от человеческой деятельности. Точку зрения здравого смысла и выражает «природническая» концепция эстетического. Однако в этом случае совер-шается такая же ошибка, как принятие за истину «очевидности» того, что Солнце вращается вокруг Земли. Общественно-историческая практика вовлекает предметы в свою сферу и ставит их в определенное отношение к людям. Лес, цветок и даже далекие от нас небесные тела давно втянуты человеком в сферу его практической деятельности. Например, по звездам ориентировались путешественники и мореплаватели, по Солнцу вели ле-тоисчисление, определяли время сева и сбора урожая. Благодаря тому, что человеческая деятельность втягивает предметы в сферу интересов людей, эти предметы обретают объективные, обществом рожденные эстетиче-ские свойства. Эстетическая ценность предмета зависит не только от его естественных качеств, но и от тех общественных обстоятельств, в кото-рые он включен. Золото эстетически воздействует на человека как металл, олицетворяющий деньги, то есть в конечном итоге как определенный тип общественных отношений. Отождествить эстетическое свойство с блеском, значит, вопреки пословице, считать золотом все, что блестит.

Сущность эстетического «сверхприродна» и социокультурна, но внешне выражается через чувственно-предметный материал. Или иначе: в эстетическом воплощаются природные и социальные особенности предмета в сопряжении с практикой человечества, в их значении для че-ловечества как рода. Итак, эстетическое - это общечеловеческая ценность.

Политика рассматривает явления с точки зрения их значения для отношений между го-сударствами, народами и классами; философия - с точки зрения их значения в системе ми-роздания; религия - в их отношении к Богу; право - в их отношении к существующим в обществе юридическим нормам человеческой деятельности, этика - в их значении для от-ношений между людьми в конкретном обществе; для эстетики же явления существуют в их общечеловеческом значении. Человек всякий раз исходит из исторически определенного социального опыта. Однако именно эстетическое отношение (наиболее полно осуществляе-мое в искусстве) позволяет человеку освоить социальный опыт в личностных и духов-но-культурных формах и извлечь из него общечеловеческое.

Эстетически оценивая явления, человек определяет меру своего гос-подства над миром. Эта мера зависит от степени свободы человека по от-ношению к окружающим его явлениям, что в свою очередь обусловлено степенью их освоенности. Уровень развития общества определяет уро-вень свободы человека и то или иное значение для него естественно-при-родных свойств предметов. Соотношение общечеловеческой значимости предметов и меры их освоенности (степень свободы человека) опреде-ляет многообразие эстетических свойств. Другими словами, эстетическое проявляется в разных формах (прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое) в зависимости от меры и характера освоенности человечеством данной сферы жизни. Расширение общественной практики человека влечет за собой расши-рение круга эстетически оцениваемых явлений и рост многообразия эсте-тических свойств.

Делись добром ;)