Содержание основных категорий эстетики

реферат

1.3 Системообразующее значение эстетического

Эстетические свойства предметов запечатлевают в себе исторический тип деятельности людей. Такое понимание эстетического дает возможность целостно и кон-цептуально осознать эстетическое богатство действительности и много-образие путей ее эстетического освоения. Оно выступает как теоретиче-ская база для решения основных вопросов эстетики. Здесь - отправная точка эстетики как научной системы.

Понимание эстетического как ценности предмета для человечества как рода («общественная концепция») служит ключом к раскрытию сущ-ности его форм - прекрасного, возвышенного, трагического, комического, безобразного, низменного. Действительность в ее эстетическом богат-стве предстает как предмет искусства, которое все явления берет эстети-чески, то есть в их общечеловеческом значении. В этом - источник не-преходящего значения великих творений искусства, созданных в разные эпохи. Утилитарно-практический, «партийный», «ангажированный» тен-денциозный подход к жизненному материалу ведет к утрате специфики искусства и превращает его в служанку сиюминутной конъюнктуры, в вы-разителя требований политической актуальности. Такое искусство утра-чивает все вечное и обретает суетное. Понимание эстетической природы искусства предполагает необходимость и плодотворность проникновения в него философских, этических, политических, религиозных идей, но не позволяет им подменять эстетическое, не делает искусство иллюстрацией к идеям, добытым другими формами сознания.

Если предмет искусства - эстетическое богатство мира, то художест-венный метод, согласно своей природе выступающий как аналог предме-та искусства так же - эстетическое явление.

Эстетическое освоение мира предполагает широкую общечеловече-скую заинтересованность в самом предмете освоения, ориентацию на его целостное восприятие и всесторонность охвата. Эстетические свойства действительности - жизненная основа художественного образа и худо-жественной реальности. Они возникают как творческая модель эстетиче-ски воспринятого мира. Искусство формирует механизм индивидуально-го присвоения общественно-исторического опыта человечества. Воспри-нимая произведение, человек переживает художественный образ мира как собственные жизненные впечатления. Эстетически наслаждаясь ис-кусством, реципиент углубляет свою личность, приобщается к миру и к человечеству. Другими словами, восприятие произведения носит эстети-ческий характер.

Монистичность эстетических знаний обусловлена универсальным значением общественной трактовки эстетического. Трактовка эстетиче-ского как общечеловеческой ценности дает возможность монистично, в единой системе рассмотреть все узловые проблемы эстетики.

Делись добром ;)