1.4.2 Прекрасное и полезное
Эстетическая концепция, выраженная в древнешумерской поэме «Инанна выбирает мужа», предвосхищает со-кратовскую идею: чем полезнее - тем прекраснее. Поиски сущности эстетического шли и в направлении, противопо-ложном сократовскому утилитаризму. Индийский философ Шанкара (VIII-IX в.) подчеркивал, что эстетическому восприятию присуще состоя-ние покоя, отсутствие чувственных вожделений, успокоенность и про-светленность. В восточной традиции прекрасное - проявление истинной духовности, внутренний голос бытия и космического сознания, которые возвышают человека над его обыденно-мирским существованием. Эта традиция эстетизирует путь духовного очищения и прозрения.
Кант (XVIII в.) полагал, что при эстетическом восприятии прекрасно-го предмета: наше отношение к нему бескорыстно, незаинтересованно, чем принципиально отличается от морального и практического отноше-ния; мы получаем удовольствие «без понятия»; предмет восприни-мается как целесообразный «без представления о цели»; предмет рас-сматривается как предмет необходимого удовольствия. Немецкий философ утверждает духовную природу прекрасного, выделяет его из сферы утилитарного и абсолютизирует практическую незаинтересованность человека в предмете эстетического наслаждения.
Первобытный человек замыкался на узкопрактическом отношении к реальности, которое, однако, уже содержало нечто общечеловеческое, ро-довое. На основе практического отношения постепенно формируется эс-тетическое. Прекрасное выступало в форме полезного пока полно не сформировалась оппозиция: природакультура, естественноеискусствен-ное (по Леви-Строссу: сыроевареное). Человек наслаждается прекрасным не для удовлетворения обыден-ных нужд (скажем, утоления голода). При эстетическом восприятии су-ществует высшая заинтересованность, возникающая, когда у человека удовлетворены его непосредственные потребности и когда складывается сложная сеть общественных интересов, обычно не связанных с прямой выгодой. Наслаждаясь красотой и могуществом горной реки, мы не дума-ем о том, что ее можно заставить вращать турбины. Однако в эстетиче-ском восприятии природы всегда опосредованно присутствует вся обще-ственно-историческая практика, весь культурный и социальный опыт че-ловечества, все значения природного явления. Эстетическая ценность - интеграл бесконечного числа бесконечно малых значений предмета для человечества. Эстетическая оценка свободна от утилитарных ориента-ций, тем не менее, она сформирована всей общественно-исторической практикой человечества, которая как бы напластована на каждое наше си-юминутное, субъективное отношение. В понятии «полезное» фиксирует-ся жизненная необходимость предмета для человека и установка сознания на практическое его использование. Полезное становится мировоззренче-ской ориентацией лишь в прагматизме как философском течении. В ре-альном процессе бытия полезное предшествует прекрасному и является его фундаментом. Эстетическое восприятие прекрасного тяготеет к бес-корыстию и духовности. Они особенно ценны в наш век прагматизма, среди обуявшей общество жажды богатства.
- Введение
- 1. Содержание основных категорий эстетики
- 1.1 Теоретическая модель эстетического
- 1.2 Эстетическое как ценность
- 1.3 Системообразующее значение эстетического
- 1.4 Прекрасное - коренная категория эстетики
- 1.4.1 Прекрасное в истории эстетики
- 1.4.2 Прекрасное и полезное
- 1.4.3 Прекрасное и симметрия
- 1.4.4 Прекрасное и деятельность человека
- 3.Эстетическое как основная категория эстетики.
- 34. Основные категории эстетики
- Тема 6. Определения и сущность понятия «эстетика». Основные эстетические категории
- Вопрос 52 Основные категории эстетики
- 34. Основные категории эстетики
- 62. Основные категории эстетики
- Тема 3. Основные категории эстетики.