Социальная природа искусства

реферат

3. Искусство в эпоху научно-технического прогресса

В своем историческом развитии искусство и техника отражают взаимосвязи материальной и художественной культур общества. В древнегреческой этике понятие «технэ» означало одновременно и искусство, умение, мастерство, а также произведение, изделие. Искусство и техника выступали как различные, дополняющие друг друга формы творческого преобразования окружающей среды, что было характерно для этапа развития труда, при котором человек и техника соединялись в едином технологическом процессе. С разделением труда на частичные функции и операции и все большим отчуждением продуктов труда от их производителей техника отдаляется от искусства, за исключением соединения их вновь в деятельности отдельных личностей универсального творческого типа - первооткрывателей законов природы, изобретателей, художников и одновременно конструкторов. Ярким примером такой личности в период Возрождения был Леонардо да Винчи. В Новое время и особенно в период научно-технической революции ХХ века искусство и техника вновь сближаются по своей эвристической творческой основе. В эстетике подчеркивается рациональность, целесообразность форм техники. Появляются новые виды эстетической деятельности, порожденный научно-технической революцией - дизайн и его территория - техническая эстетика. Вместе с тем интерпретация отношения искусства и техники зависят от понимания их сущности: ее направленность колеблется от крайности превознесения возможностей техники и урбанизма в эстетике техницизма до резкого неприятия мира техники, якобы изначально бездушного и противопоставленного миру человека, в сфере искусства. Искусство и техника выступают как диалектическое единство художественно-образного постижения и преобразования окружающей среды и совокупность средств, необходимых для опредмечивания труда человека. Поскольку техника не возникает и не существует обособленно от человека и общества, искусство в процессе своего развития отражает их соотношение в художественных образах, эстетически и социально определяет в каждом конкретном случае их общечеловеческое и гуманистическое начало, предостерегает от опасности утраты этого начала. Эта роль искусства усиливается при расширении масштабов научно-технического прогресса, в ходе революционных социальных изменений в обществе, при решении в современных условиях таких глобальных проблем человечества как сохранение цивилизации на земле, которой угрожает мировая термоядерная война, преодоление экологического кризиса, предотвращение отрицательных последствий стихийного развития техники. Другой стороной связи искусства и техники является формирование и совершенствование технического потенциала самого искусства, художественного творчества. С развитием техники меняются образный строй и материальные возможности архитектуры, пластических искусств, музыки и т.д. Техническое накопление фактов, их систематизация и обработка при помощи компьютера, возможность репродуцирования многих произведений искусств полиграфически, в звуко- и видеозаписях активно воздействуют на структуру и развитие художественной культуры в целом, повышают критерии социально-эстетической значимости, репродуцируемых произведений искусства, эстетических идеалов и вкуса народа. В ходе научно-технического прогресса появляются новые виды и разновидности искусства - фотоискусства, кино, телевидение, электронная музыка и др., обогащающие и усложняющие эмоциональный мир человека. Термин «техника», нередко применяемый для характеристики навыков, приемов в различных видах человеческой деятельности, может выступать и как личное умение, мастерство авторов и исполнителей произведений искусства, пользующихся различными инструментами - от простейших до технически очень сложных или мастерски использующими свои физические возможности, в совершенстве владеющими своим телом. Так, мы говорим о технике живописи, исполнительского искусства музыканта, актера, танцора и т.д. В то же время как высокая степень мастерства, искусства в широком смысле слова может оцениваться совершенство технического исполнения отдельных элементов в спорте (эстетика спорта), в производственной деятельности (производственная эстетика), других видах человеческого труда. В наибольшей мере это сближается с искусством в условиях личного творческого соревнования по мастерству, приобретающего порой подлинно зрелищный характер, вызывающий эстетическое переживание, сходное с переживанием от восприятия искусства в собственном смысле слова (наиболее яркий пример - спортивные соревнования по художественной гимнастике, фигурному катанию, которые по своей природе смыкаются с видами зрелищных искусств). [6, с. 131]

В целом искусство эпохи научно-технического прогресса характеризуется синтезом наработанных, классических методов творчества с современными техническими разработками в различных областях творчества. Это создает предпосылки для появления новых видов искусства. Особую роль играет бурное развитие компьютерных технологий, все в большей степени использующихся при производстве произведений кино, и давших толчок развитию новых разновидностей киноискусства - клипов и видеороликов (в частности, рекламных).

Мир меняется, и его новое «культурно-историческое» качество адекватно передает другой вид искусства, который тем самым становится репрезентативным. Репрезентативность вида искусства обеспечивает непрерывность культурной традиции и способствует формированию культурного самосознания новой исторической эпохи. Искусство не только образно отражают действительность и практику человеческой деятельности, но и художественно воспроизводят конкретно-историческую сущность индивида, демонстрируют человеку его человеческие качества. В той мере, в какой эта демонстрация схватывает исторически наиболее характерное для данной социокультурной ситуации, можно говорить о репрезентативности того или иного вида искусства. [7, с.256]

Эстетические потребности стимулируют развитие техники и средств массовой коммуникации. Телевидение, например, возникло из потребности сиюминутно, документально-наглядно, адекватно передать и идеологически нацеленно художественно обработать и истолковать информацию о современной жизни. Телеизображение еще не вполне адекватно действительности: отсутствует объемность. Эстетические потребности, вызвавшие к жизни телевидение, в дальнейшем стимулировали рождение цвета (новая ступень в соответствии кадра реальности) и теперь стимулируют развитие объемного цветною телеизображения. Технические принципы его создания уже найдены: голография в сочетании со стереофонией. Дело за воплощением этих принципов.

Большую роль здесь играют вербальные средства. Именно слово способно восстановить и выстроить необходимую меру условности в грядущем цветном безусловно-объемном изображении.

Слову будет принадлежать огромная новая роль на телевидении. В этом отношении прогноз М. Маклюэна о будущей «зрительной» цивилизации ошибочен. Усиление благодаря развитию телевидения роли зрительных образов в жизни человека будет уравновешиваться усилением роли вербального начала. Иными словами, вместе с появлением голографического светящегося экрана возникнет новый синтез телевидения и литературы, ведущее значение которой по отношению к другим видам искусства в будущем еще усилится.

Возникновение грамзаписи -- качественный перелом в истории музыки, следствия которого еще полностью не выявились. Впервые в истории музыкальной культуры грамзапись создала возможности тиражирования и консервирования звучащего художественного произведения. Это имеет свои следствия: к ранее существовавшему опосредствующему звену между композитором и слушателем -- исполнителю -- прибавилось еще одно звено - диск, магнитолента, фиксирующие и воспроизводящие исполняемое произведение. Сам характер исполнения меняется при записи на грампластинку. Исполнителю приходится учитывать новое опосредствующее звено и исчезновение непосредственного контакта со слушателем, «усреднение» исполнения, ориентирующегося на массовую аудиторию. Созданная звукозаписью социально-эстетическая ситуация сказалась и на судьбе музыкальной классики: она лишилась ореола элитарности, расширилась ее аудитория, музыкальное исполнительство классики демократизировалось, открылись широкие возможности ее популяризации. Фонокультура стала составной частью современной художественной культуры, вторглась в сферу досуга, что важно в связи с ростом свободного времени.

Грампластинки, как кино и телевидение,-- средства массовой коммуникации. Фиксация, тиражирование и консервирование музыки привели к ее синтезу с кино и телевидением. У фиксированной фонокультуры имеются большие, отчасти уже использующиеся возможности развития в немузыкальном направлении: запись чтецов, театральных постановок, литературных композиций. Фиксированная фонокультура прочно входит в современный быт: физзарядка, сказка для детей, уроки иностранного языка на съемных носителях.

Дальнейшее расширение форм и технических характеристик, улучшение содержания звукозаписи (расширение диапазона частотности, появление DVD - дисков, их тематические подборки, стереофония, звуковое пространство, воспроизведение, цветомузыка и т. д.) ведет к расширению ее эстетических возможностей (записи целых опер, балетов, больших симфонических произведений, концертов и т. д.). Огромно общекультурное значение звукозаписи: она позволяет запечатлеть для будущих поколений выдающихся музыкальных исполнителей. Возникла важная техническая и культурно-эстетическая перспектива: «восстановление» стереозвучания монозаписей Ф.И. Шаляпина, Э. Карузо и других великих музыкантов, записанных на пластинки до открытия фиксации стереофонического звука. [4, с.322]

Делись добром ;)