Социально-трудовая мораль
2.3 Пример применения стандартов профессиональной этики бухгалтера, специализирующегося на управленческом учете
В ООО «СимбирСофт» за основу профессиональной этики бухгалтера, специализирующегося на управленческом учете используются стандарты, разработанные международной Ассоциацией IMA.
Ключевые принципы IMA, относятся к компетенции, конфиденциальности, честности и объективности бухгалтеров предприятий.
В стандартах профессиональной этики бухгалтеров, специализирующихся в области управленческого учета, говорится следующее.
Специалисты, занимающиеся управленческим учетом и финансовым менеджментом, перед лицом своих клиентов и своей фирмы обязаны соблюдать стандарты профессиональной этики.
1. Компетенция.
Специалисты, занимающие управленческим учетом и финансовым менеджментом, обязаны:
- достичь необходимого уровня профессиональной компетенции путем постоянного повышения квалификации;
- выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с действующими законами, правилами и стандартами;
- формировать полные и четко оформленные заключения и рекомендации после проведенного анализа соответствующей информации.
2. Конфиденциальность.
Специалисты, занимающие управленческим учетом и финансовым менеджментом, обязаны:
- не раскрывать конфиденциальную информацию, полученную в процессе выполнения работы, за исключением случаев, требуемых законом;
- информировать подчиненных относительно конфиденциальности информации, полученной ими в процессе выполнения своей работы, и следить за соблюдением ими конфиденциальности полученной информации;
- воздерживаться от использования конфиденциальной информации для неэтичных или незаконных целей как персонально, так и через третьих лиц.
3. Честность.
Специалисты, занимающие управленческим учетом и финансовым менеджментом, обязаны:
- избегать фактических или возможных конфликтов интересов;
- воздерживаться от осуществления любого вида деятельности, которая может нанести ущерб их способности выполнять свои обязанности в рамках профессиональной этики;
- отказываться от любых подарков, гостеприимства и т. д., т. е. от того, что может оказать влияние на их последующие действия;
- признавать профессиональные ограничения и другие сдерживающие факторы, несоблюдение которых может принести вред эффективной деятельности организации;
- сообщать и передавать как благоприятную, так и неблагоприятную информацию, а также оценки и мнения профессионалов;
- воздерживаться от непосредственного участия в деятельности или от поддержки деятельности, которая может дискредитировать их профессию.
4. Объективность.
Специалисты, занимающие управленческим учетом и финансовым менеджментом, обязаны:
- формировать и передавать достоверную и объективную информацию;
- полностью раскрывать всю соответствующую информацию, необходимую для более полного понимания пользователем представленных отчетов, комментариев и рекомендаций.
В процессе своей деятельности бухгалтер ООО «СимбирСофт» часто сталкиваются с различными проблемами, касающимися соблюдения им правил профессиональной этики.
Рассмотрим два примера.
Пример 1. Бухгалтер ООО «СимбирСофт» владеет информацией, что подразделение, занимающееся разработкой программного обеспечения для тестирования, работает неэффективно и приносит фирме лишь убытки. Бухгалтер также в курсе того, что это явилось результатом ошибок в руководстве. Руководитель подразделения упорно доказывает, что новый продукт займет лидирующее положение на рынке, однако не может привести убедительные аргументы в свою пользу. Последние два продукта, выпущенные подразделением, не имели успеха на рынке. У главного бухгалтера много друзей в данном подразделении, и он не желает конфликта с его руководителем.
Пример 2. Потенциальный заказчик программного обеспечения ООО «Симбирсофт» предлагает бухгалтеру предприятия полностью оплаченный день в клубе для игры в боулинг. Вручая приглашение, заказчик не упоминает о заключаемом контракте. Нужно отметить, что бухгалтер не является другом заказчика. Владеющий определенной информацией бухгалтер опасается, что, вручив приглашение, заказчик захочет узнать информацию относительно цен конкурентов на аналогичные заказы.
В каждом из этих примеров бухгалтер сталкивается с проблемой соблюдения им правил профессиональной этики. В первом случае речь идет о компетенции, объективности и честности.
Бухгалтеру следует сделать запрос о предоставлении руководителем подразделения убедительных доказательств жизнеспособности нового продукта на рынке.
Во втором примере имеют место такие понятия, как конфиденциальность и честность. Нарушение правил этики не всегда очевидно. В данном случае, например, заказчик возможно и не имел каких-то скрытых намерений, предлагая бухгалтеру оплаченный отдых. Однако в большинстве компаний, тем не менее, в любом случае запрещается служащим принимать какие-либо подарки от своих контрагентов.
Во втором примере бухгалтеру следовало бы обсудить приглашение заказчика с главным бухгалтером организации, и, возможно, это приглашение получило бы официальный статус, и было бы принято.
Таким образом, при применении стандартов этичного поведения специалисты, занимающиеся управленческим учетом и финансовым менеджментом, зачастую сталкиваются с проблемами идентификации неэтичного поведения, а также разрешения конфликтов, уже возникших в связи с несоблюдением правил профессиональной этики. Столкнувшись с подобной проблемой, специалистам следует обратиться к установленной политике организации, направленной на разрешение таких конфликтов. Если же политика организации не дает ответа на этот вопрос, рекомендуется рассмотреть следующие варианты действий:
- обсудить проблему с непосредственным вышестоящим лицом за исключением случаев, когда это лицо также вовлечено в конфликт. В данном случае обращаться необходимо на более высокий уровень управления. К разрешению конфликта могут быть привлечены такие структуры, как аудиторская комиссия, совет директоров, собственники компании и др. Необходимо заметить, что вышестоящее лицо, участвующее в конфликте, должно быть в курсе подобных действий;
- провести конфиденциальное обсуждение данного вопроса с объективным консультантом для достижения наилучшего понимания хода дальнейших действий;
- проконсультироваться с юристом по поводу своих законных прав и обязанностей, появляющихся в связи с возникшим конфликтом;
- в случае если все внутренние ресурсы разрешения конфликта исчерпаны, а конфликт остается, возможен отказ от должности и предоставление меморандума соответствующему представителю организации, а также предоставление информации внешней стороне.
Таким образом, соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм - непременная обязанность и высший долг каждого бухгалтера. Этические проблемы повседневно встречаются на профессиональном пути бухгалтера. Их нужно разрешать достойно, а для этого необходимо знать нормы профессионального поведения, готовить себя к их неукоснительному соблюдению.