Социометрическая структура группы и ее влияние на этику взаимоотношения ее участников

курсовая работа

1.1 Становление социометрии и её назначение

Методологическая установка на изучение конкретных явлений общественной жизни подталкивало к формированию прикладной социологии, которая постепенно стала переходить к изучению функционирования (малых) групп. Эта же тенденция просматривается и в социальной психологии, которая от изучения макрообъектов (масса, толпа) также постепенно переходит к изучению психологических феноменов в рамках малых групп (семья, учебный класс, бригада, спортивная команда и тд.). На стыке эмпирической социологии (с ее математическим арсеналом) и социальной психологии (с ее экспериментальными методами) как раз таки и зарождается новое направление в науке, получившее название социометрии, которая тем самым имеет свое значение, как для психологии, так и для социологии.

В 30-е годы нашего столетия Я. Морено (1892 - 1974) предложил термин «социометрия», а также разработал особую социопсихологическую теорию, согласно которой изменение психологических отношений в малой группе является якобы главным условием изменений во всей социальной системе.

Социометрия лежит в основе психодраммы и представляет собой эмпирически разработанное учение о межчеловеческих отношениях. Именно спонтанность, креативность, привязанность к моменту, включенность в неповторимые конкретные конфигурации являются основными элементами социометрии.

Первую часть своего фундаментального труда «Основы социометрии» Я. Л. Морено назвал «Социометрическая система». Социометрическая система рассматривается автором не как всеобъемлющая, а как часть большей системы. «Вышестоящий принцип,-- пишет Морено,-- есть социономия с ее тремя отраслями: социодинамикой, социометрией и социатрией», тесно переплетенными между собой».

Система социометрии содержит три элемента: социус (товарищ, друг), измерение (мера) и драму (действие, акт). Отсюда три направления в исследовании: исследование групп, исследование измерения и исследование действия. Подлинная социометрия является «всегда наукой действия».

Говоря о социометрии, необходимо различать ее эмпирическую и теоретическую сущность. С точки зрения эмпирического исследования под социометрией понимается набор конкретных методик по изучению взаимоотношений в малых группах (социометрический опрос, социометрический тест, аутосоциометрия и др.); специальных способов фиксации этих методов (социограмма, социоматрица); математических методов обработки социометрических данных (расчеты социометрических индексов, выделение подгрупп, теория графов, матричный анализ и др.).

Постепенно, однако, значение термина «социометрия» стало расширяться, приобретая характер не только эмпирического, но и теоретического знания. Так социометрия теперь представляет собой особую область социологического знания, в рамках, которого имеются свои теоретические и эмпирические разделы, свои особые методические и методологические уровни, связанные как с изучением структуры социальных объектов, так и с попытками осмысления целостной структуры общества через взаимоотношения этих объектов между собой.

Среди исследований малых групп преобладают два направления -- изучение отношений в производственных группах (бригадах, отрядах, отделах) и изучение отношений в педагогических системах (школьных классах, студенческих группах и т.п.).

Так, Н.В. Макаренко применял социометрию для изучения и формирования малых рабочих групп. Е.С. Кузьмин рассматривал социометрическую методику как способ изучения внутригрупповых отношений в рабочих группах, а также оценил влияние характеристик малых групп на эффективность совместной деятельности членов группы. Исследователь предложил в процессе применения социометрии измерять отношения в группе по нескольким критериям одновременно (товарищеские отношения, производственные и т.д.). Р.С. Немов показал влияние уровня развития группы на поведение личности и межличностные отношения в группе. А.Н. Елсуков рассматривает социометрию как один из способов получения информации о взаимоотношениях в малых группах. А.Ф. Кудряшов считает, что при помощи социометрии можно диагностировать не только межличностные, но и межгрупповые отношения.

Из выше сказанного можно заключить, что исследования, посвященные социометрии касались, прежде всего, ее прикладного аспекта и в гораздо меньшей степени затрагивали социометрию как социальную теорию. Благодаря взаимосвязи этих двух сторон социометрия нуждается в дальнейшем изучении специалистов.

Социометрические методы действительно интенсивно применяются в психологии и социологии. “Широкое распространение социометрии имеет ряд причин, - пишет Я. Л. Коломинский , - среди которых можно указать на тот факт, что она как бы заполнила вакуум, связанный с отсутствием других экспериментальных приемов, далее сказалось и то, что она давала результаты в форме количественных индексов в сфере, считавшейся традиционно неформализуемой”. По мнению А. В. Петровского, социометрическая техника -- на сегодняшний день один из немногих способов, посредством которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в малой группе.

В то же время считается, что эти методы имеют границы применимости, которые необходимо учитывать при исследовании малых групп.

Возвращаясь к вопросу о границах применимости социометрических методов, обратимся к мнению В.И.Паниотто, который считает, что «мы имеем все основания утверждать, что социометрический метод включает в себя весьма широкий класс исследовательских процедур, используемых в настоящее время социологами и социальными психологами».

Рассматривая области применения социометрических методов, можно сказать, что, за исключением редких работ, подавляющее большинство работ посвящено применению социометрических методов для изучения малых социальных групп. Они находят применение в социальном планировании производственных коллективов, в исследовании управленческих коллективов и групп ученых, в изучении воинских коллективов, в медицине (для формирования терапевтических групп, ускоряющих процесс выздоравливания больных), в педагогике и при исследовании студенческих групп, а также в других областях науки и практики.

Со временем Морено осознал не только важность этих отношений, но и пришел к идее социальной вселенной наряду с физической и биологической. Он считал, что более общими силами, стоящими за симпатиями и антипатиями, являются силы притяжения и отталкивания. Каким же образом можно было бы включить их в социальный эксперимент, так чтобы они не потеряли своей содержательности, и каким образом можно было бы организовать этот эксперимент, так чтобы на его результат не повлияли предположения экспериментатора или иные факты исследования. Старый метод наблюдения и описания ему казался непригодным: неверно низводить людей до объектов исследования и эксперементировать с ними, как с подопытными животными. Стало быть, проблема заключалась не в организации эксперимента, а в реорганизации традиционных методов исследования.

Делись добром ;)