Социометрическая структура группы и ее влияние на этику взаимоотношения ее участников

курсовая работа

1.2 Социометрические методы

На пути решения этой проблемы Морено и пришел к идее социометрического теста, который, в отличие от традиционных социологических, представляет собой метод исследования, а не просто измерения. Он был разработан благодаря переводу понятий притяжения и отталкивания в понятия выбора и отвержения и субъективизации испытуемых - самого важного условия для проведения социального эксперимента. Последнее означает, что испытуемый принимает участие в тестировании не только в качестве измеряемого объекта, но и качестве лица, субъективно заинтересованного в познавании и изменении глубинной социальной структуры группы, с которой он связан в своей жизни.

Процедура социометрического опроса состоит из нескольких этапов:

Подготовительная фаза. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива. Очень важно прояснить для чего проводится исследование, какие данные хочет получить заказчик (если таковой присутствует).

Первая фаза. Исследователь входит в прямой контакт с участниками коллектива, стремится внушить им доверие к себе. Предварительные беседы с членами коллектива повышают их психологическую готовность к предстоящему опросу. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание и количество социометрических критериев.

Вторая фаза. Любой социометрический опрос начинается с обращения к участникам опроса. Основная функция обращения к опрашиваемому (респонденту) заключается в том, чтобы заинтересовать его в участии и побудить к внимательному и правдивому заполнению карточки. Важно проинформировать участников исследования о целях опроса, способе заполнения карточки, о гарантиях конфиденциальности и т. п. Проведение собственно опроса включает: инструктирование респондентов, раздачу социометрических карточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек. Опрос может проводиться также в устной форме, тогда данные заносятся в специально подготовленную таблицу.

Фаза обработки. Обработка информации, представление ее в свернутом виде; проверка надежности полученных данных. Интерпретация результатов на основе различных способов анализа данных.

Завершающая фаза. Получение выводов и по необходимости рекомендаций. Сопоставление с данными других методов.

Требования к проведению социометрического опроса:

1. Опрос лучше проводить только в коллективах, имеющих некоторый опыт совместной деятельности, на основе которого уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами (совместная работа, учеба и т. д.). Коллективная деятельность создает условия для расширения круга взаимных симпатий и устойчивых эмоциональных отношений. В противном случае исследователь рискует зафиксировать случайную структуру.

2. Каждый член группы должен делать выборы самостоятельно, не советуясь с другими. Задача проводящего опрос - обеспечить такие условия, которые бы исключили любое давление на свободное волеизъявление в ситуации выбора. Это может быть достигнуто специальной формой социометрической карточки, сложенной пополам, индивидуальной формой проведения анкетирования, правильной организацией пространства исследования при групповом опросе.

3. Размер коллектива должен предоставлять ее членам возможность активного непосредственного общения. Слишком большой размер коллектива может снизить качество получаемой информации. Члены коллектива должны ясно представлять себе его границы. Каждый член коллектива может выбирать себе партнеров для совместной деятельности только в пределах своего коллектива. Хорошо, когда перед участниками опроса находится список всех членов группы.

4. Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом. Ни члены коллектива, ни тем более руководство или представители администрации не должны проводить сбор информации, так как это резко нарушает требование конфиденциальности, являющееся обязательным условием успешного проведения социометрического опроса.

5. Социолог или психолог, применяющий методику изучения взаимоотношений в группе, в своем устном выступлении перед группой должен указать на конфиденциальность собираемой информации. Психологу важно понимать, что раскрытие социометрической информации может привести к сильному влиянию на уже сложившийся образ «Я».

Перед проведением опроса следует решить, будет ли процедура опроса с ограниченным или с неограниченным количеством выборов. Как первый, так и второй варианты имеют свои преимущества и недостатки.

Достоинством непараметрической процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно. Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант -- параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности.

Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

При варианте с ограниченным количеством выборов необходимо определить такое их количество (d), которое позволит получить статистически достоверные результаты (таблица 1). Для этих целей можно воспользоваться формулой Морено-Дженингс:

где p - вероятность случайного выбора; d - количество выборов; N - количество участников в группе.

Учитывая результаты эмпирических исследований, из которых следует, что для получения достоверных результатов вероятность случайного выбора не должна превышать 0,2, можно определить значение d, подставив граничное значение p в формулу:

, откуда d=0,2(N-1)

Таблица 1. Величины ограничения социометрических выборов

Число членов групп

Социометрическое ограничение d

Вероятность случайного выбора P ( A )

5-7

1

0,20-0,14

8-11

2

0,25-0,18

12-16

3

0,25-0,19

17-21

4

0,23-0,19

22-26

5

0,22-0,19

27-31

6

0,22-0,10

32-36

7

0,21-1,19

Существует три основных способа обработки социометрических данных: табличный, графический и математический. Рассмотрим подробно каждый из них.

Табличный способ заключается в построении социоматрицы - специальной таблицы, в которую заносятся все данные о выборах в группе (таблица 2). Обычно социоматрица строится отдельно для каждого критерия (эмоционального и деятельностного), но можно строить и суммарные социоматрицы сразу по нескольким критериям. Положительные и отрицательные выборы можно заносить в одну таблицу. Социоматрица позволяет произвести количественный подсчет выборов, что сразу дает представление о ранжировании членов группы по числу предпочтений и отклонений.

Таблица 2. Образец социоматрицы

Кто выбирает

Кого выбирают

Итого отдано выборов

полож.

отриц.

всего

1

п.ч.

2

с.е.

3

и.л.

4

х.я.

5

о.б.

6

л.и.

7

о.н.

8

г.с.

9

и.к.

Получено выборов

+

-

Всего

Строится данная таблица по следующему принципу: в горизонтальных строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько членов группы, соответственно указывается, кто выбирает и кого выбирают. В местах пересечения строк и столбцов ставят знаки «+» в случае положительного выбора и «--» в случае отрицательного, 0 -- при отсутствии какого-либо выбора. Личная позиция каждого члена группы может быть представлена количественно и определяется как алгебраическая сумма отдельных значений i-го столбца таблицы. Это дает возможность установить популярность членов группы (т.е. степень привлекательности для окружающих).

Следующий способ обработки данных - графический. Он заключается в построении социограммы. Социограмма - схематическое изображение реакций членов группы друг на друга, устанавливаемых на основании выбора, то есть при ответах на социометрический критерий. Она позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений с помощью специальных знаков (условных обозначений). Социограмма служит для представления структуры группы на плоскости.

Вначале участники социометрического тестирования социографически изображаются на бумаге в виде символов, женщины в виде кружочков, мужчины в виде треугольников. Далее в соответствующем кружке или треугольнике указываются или инициалы, или имя каждого из участников, или присвоенный ему номер. Затем красными или сплошными соединительными линиями отмечаются все исходящие от конкретного индивида выборы, все отвержения изображаются соответственно черными или пунктирными линиями. Взаимные выборы или отвержения (так называемые пары взаимного притяжения или взаимного отталкивания) мы изображаем соответствующими соединительными линиями с небольшой поперечной чертой посередине. Интенсивность выбора, каким он был сделан: первым, вторым или третьим, указывается маленькой цифрой рядом с соединительной линией.

Социограмма имеет несколько вариантов:

1. Индивиды с высоким социометрическим статусом располагаются во внутреннем круге; лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому -- в следующем кольце кнаружи и т. д.

2. Социограмма представляет собой произвольное по форме плоскостное изображение, на котором выделены группировки индивидов, взаимно выбравших друг друга, и связи между ними; расстояния, на котором располагаются друг от друга эти группировки, соответствуют характеру выборов между их членами.

3. Индивидуальная социограмма. В этом случае произвольно или целенаправленно выбранный член группы изображается в системе всех его связей, выявленных по ходу исследования.

В зависимости от количества связей в социограмме могут быть выделены определенные элементы структуры: изолированные, диады, триады, тетрады и другие. Изолированный элемент - это индивид, не связанный с другими. Связь между двумя элементами обозначается как диада, эта структура встречается во всех группах и характеризует наиболее устойчивые доверительные связи между двумя людьми. Триады, тетрады и другие виды связей, состоящие из большего числа элементов, часто составляют «ядра» коллективов или являются отдельными группировками внутри группы. Почти все элементы внутри этих структур симметрично связаны между собой.

На рисунке представлены структуры, наиболее характерные для социограмм.

а - диада

б - триада

в - тетрада

г - «цепочка»

д - «звезда»

Один из вариантов социограммы называется “мишень”

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Объективизация результатов исследования вычисляется с помощью социометрических индексов. Существуют персональные социометрические индексы и групповые социометрические индексы. Персональные социометрические индексы характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Социометрические индексы (СИ) позволяют представить результаты опроса в количественной форме.

К персональным СИ относят:

а) индекс социометрического статуса (ИСТ) - это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию в ней, определенным образом соотноситься с другими элементами. Есть положительный и отрицательный статус, в зависимости от того, как личность влияет на других.

,

где и - количество полученных положительных и отрицательных выборов соответственно; N - число испытуемых.

б) индекс потребности в общении (ИПО) - показывает степень потребности в общении по отношению к теоретически возможной (1,0):

,

где и - количество сделанных испытуемым положительных и отрицательных выборов; N - число испытуемых.

в) индекс психологической совместимости (ИПСМ):

,

где и - количество взаимных положительных и отрицательных выборов соответственно; N - число испытуемых.

К групповым индексам относят:

а) индекс психологической сплоченности группы (ИПСГ) - определяет степень ее группового единства:

,

где - сумма взаимных положительных выборов в группе; N - число испытуемых.

б) индекс психологической разобщенности группы (ИПРГ) - определяется как степень групповой разобщенности.

,

где - сумма взаимных отрицательных выборов в группе; N - число испытуемых.

Делись добром ;)