Специфика делового общения

реферат

4. Виды делового общения

Общение вообще и деловое в частности проявляется через вербальное (словесное) и невербальное (неречевое) общение.

Речь человека неизбежно связана с экспрессивными движениями, которые при формальной фиксации лингвистического процесса в расчет не берутся. Но в реальном акте коммуникации, особенно с незнакомыми или особо значимыми людьми, люди внимательно изучают друг друга.

Вербальные средства общения чаще используются для передачи осведомительной и оценочной информации, а невербальные - преимущественно для стимулирующей.

К невербальным (неречевым) средствам общения относятся: 1. Паралингвистика - интонации, паузы, темп речи, тональность, сила звука, которые обогащают речь и привлекают внимание публики. 2. Кинесика - совокупность мимики, жестов, движений, поз.

К этой классификации часто добавляют в качестве специфических средств общения зрительный контакт и предметно организованное пространство (внешность, одежда и т. д.).

В общение включены практически все органы чувств.

Прикосновение - важное средство коммуникации. Говорящий может похлопывать собеседника по спине, пожимать, трясти или держать его руку или класть руку ему на плечо. Такие жесты часто дают даже больше информации, чем многие словесные сообщения. Различаются жесты указательные, приветственные (рукопожатие, отдание воинской чести и т. д.), религиозные, символические и прочие.

Руки - это одно из наиболее выразительных средств невербальной коммуникации. Плавные жесты характерны для установки на открытую передачу информации, прикрывание рта или дерганье себя за ухо - часто свидетельствует о волнении, также как манипулирование предметами (ключами, монетами). Подозрительность и сомнение - трогают или почесывают нос; проведение пальцами по волосам или почесывание шеи - предполагает фрустрацию, разочарование. Постукивание пальцами по какому-либо предмету указывает на утомление, нетерпение. Соединение рук таким образом, что они касаются друг друга лишь кончиками пальцев, часто показывает уверенность.

Многие жесты имеют интернациональное значение (выражение голода, жажды, угрозы и т. д.), есть и различия в самих жестах (русский в знак отказа вертит головой из стороны в сторону, болгарин - кивает, араб - откидывает голову назад), в частоте и интенсивности жестов (за 1 час: мексиканец - 180 жестов, француз - 120, итальянец -- 60, финн - 1, англичанин - ни одного).

То, как человек сидит при разговоре, показывает его отношение к другому, так же как и к теме разговора. Понаблюдайте за собеседником. Какая у него поза? Напряженная или расслабленная? Это указывает на меру испытываемой им тревожности. Если она велика, потратьте некоторое время на снятие напряженности у собеседника, говоря о нейтральном предмете.

Люди обычно подаются вперед, когда они эмоционально вовлечены или заинтересованы. Они, как правило, отклоняются назад или отодвигаются, когда этого нет. Сидение на кончике стула и наклон вперед указывают на готовность к движению и установку на кооперацию, принятие, признание, указывают на физическое приближение к собеседнику. Замечая эти сигналы как показатели согласия, заканчивайте разговор.

Сидение бодро (прямо с поднятой головой), но без напряжения, указывает на доверие; сутулая поза - предполагает внутреннюю установку на самозащиту; человек отворачивается от собеседника и склоняет голову вперед - на подозрение.То, как один человек смотрит на другого, - важная составляющая невербальной коммуникации.

Зрительный контакт может указывать на интерес, восхищение, благожелательное отношение или, напротив, на скептицизм, агрессию. Существуют неписаные правила зрительного контакта. Во время разговора надо смотреть на человека, к которому обращаешься. Слушая, также следует смотреть на говорящего.

Делись добром ;)