Эстетика
III. Проблемы эстетического образования, воспитания, педагогического творчества
1. Считаете ли Вы гуманной «смерть ради жизни»»? Обоснуйте свой ответ (можно подкрепить его цитатным материалом).
Ш Да, считаю. Гуманность - одно из базовых личностных качеств, характеризующееся наличием отчетливо выраженной системы социальных установок индивида и его готовностью к действенно-эмоциональному сочувствованию в рамках общения и взаимодействия со всем живым и «природным», которое при этом имеет для субъекта глубокий содержательно-личностный смысл. Психологическое наполнение гуманности проявляется в обстоятельствах реальной поведенческой активности и в системе переживаний личности, прежде всего, в форме действенной групповой эмоциональной идентификации, альтруизма, феноменов сочувствия и сорадования, готовности взять на себя избыточный груз ответственности в условиях совместной деятельности, сверхнормативной активности. Справедливость этих выводов находит подтверждение в проявлениях альтруизма в реальных ситуациях, попросту исключающих влияние эгоистических мотивов. Например, в многочисленных случаях самопожертвования солдат ради спасения жизни своих товарищей, имевших место практически во всех армиях мира, или в действиях людей, принадлежавших к разным национальностям и социальным группам, с риском для собственной жизни укрывавших евреев от нацистов.
2. Дайте определение и раскройте суть следующих категорий эстетических отношений, подкрепите свои слова примерами произведений искусства (3-5 произведений):
Ш Национальное -- отражает в конкретном произведении искусства особенное, присущее национальной художественной культуре; М. Глинка «Иван Сусанин»; Сарьян «Армения»; дымковская игрушка.
Ш Интернациональное -- отражает в конкретном произведении искусства взаимосвязь общего, возникающего благодаря всесторонней связи и взаимодействию национальных культур; Блок «Двенадцать»; Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря»; Шолохов «Тихий Дон».
Ш Общечеловеческое -- отражает в произведениях искусства то, что важно и глобально для всего человечества. П.Пикассо «Герника»; Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол»; Леонардо да Винчи «Мона Лиза».
3. Проанализируйте и определите общее и различное между публикой, пришедшей на концерт классической музыки и на концерт эстрадной песни.
Ш Существует мир классики, и существует мир эстрады. Их не надо смешивать. Концерт классической музыки может удовлетворить любые потребности души и ума: погрузить в медитацию, способствовать размышлениям, вдохновить на новые свершения, поддержать в печали, приумножить радость. Многие говорят о том, что только классическая музыка помогает им восстановить внутреннюю гармонию. Классическая музыка может и развлекать ничуть не хуже эстрадной. Только, это развлечение публики будет со знаком качества и признаками развитого вкуса.
Концерт эстрадной песни. Сколько есть людей - столько и мнений. Многие сейчас слушают шансон, содержащий тексты, смысловые моменты. В нем особо популярно направление - любовная лирика. Очень узкий круг людей слушает шансон в стиле - тюремная лирика. Молодежь до 23-25 лет предпочитает клубные обработки известных песен. Большая часть публики отдает предпочтение попсе в общем ее понимании. Далеко не все из них разбираются в музыке, имеют какие-либо музыкальные пристрастия.
4. Заполните таблицу. Укажите автора и 1-2 его произведения (любой эпохи, стиля, жанра). Последнюю графу по вертикали заполните по своему выбору.
страна |
художник |
композитор |
писатель |
режиссёр |
скульптор |
|
Англия |
У.Хогарт Серия «Модный брак» |
Й. Гайдн «Лондонские симфонии» |
Шекспир «Ромео и Джульетта» |
Хичкок «Головокружение» |
Тони Крэгг «Тяжесть и нежность» |
|
Германия |
А. Дюрер «Адам и Ева» |
Л.В. Бетховен «Лунная соната» |
И. Гете «Фауст» |
К. Грюне «Улица» |
М.Клингер «Бетховен» |
|
Испания |
Пикассо «Девочка на шаре» |
Х. Турина «Севильская симфония» |
Ф. Г. Лорка «Дом Бернарды Альбы» |
А.Аменабар «Море внутри» |
П.Пикассо «Лежащая женщина» |
|
Франция |
К. Моне «Впеча-тление. Восходя-щее солнце» |
М. Легран Музыка к фильму «Шербурские зонтики» |
Гюго «Собор парижской богоматери» |
Люк Бессон «Бездна» |
О. Роден «Вечная весна» |
|
Америка |
Р. Кент «Дорога домой» |
И. Берлин «Боже, благослови Америку» |
Д. Апдайк «Кролик, беги» |
К. Иствуд «Малышка на миллион долларов» |
Д.Дэвидсон «Альберт Эйнштейн» |
|
Россия Италия |
Левитан «Вечер на Волге» Леонардо да Винчи «Мона Лиза» |
П.Чайковский «Времена года» Д. Пуччини «Тоска» |
Чехов «Ионыч» «Душечка» Ф.Петрарка «Канцоньере» |
Н.Михалков «Утомленные солнцем» Ф.Феллини «Ночи Кабирии» |
В. Мухина «Рабочий и колхозница» Микеланджело «Давид» |
5. Вспомните Ваше любимое произведение искусства. Охарактеризуйте его с точки зрения категории общечеловеческого.
Ш Исаак Левитан. «Летний вечер. Река».
Дар художественного обобщения, которым обладал Левитан, развился и набрал силу в результате впечатлений от поездок на Волгу. Там Левитан почувствовал всё величие и единство природы. Эта великая река, воспетая народом, связанная с его историей, объединяющая многие земли, помогла Левитану ощутить природу в значении общечеловеческом как глубокое и величественное выражение гармонии, чистоты, которые свойственны человеку.
Волжские просторы принесли ему прилив творческой энергии, особую полноту и гармоничность мировосприятия. Духовный контакт с волжскими просторами оказывается плодотворным, ознаменовав начало нового этапа жизни и искусства Левитана, отмеченного высочайшими достижениями, созданием лучших произведений русской пейзажной живописи конца 1880-х - начала 1890-х годов.
В то же время во всех работах Левитана этого периода уже с полной очевидностью проявлялись присущие именно его таланту неповторимые черты - совершенно особенная, эмоциональная «светочувствительность» и восприимчивость к движению, пульсации, неуловимым изменениям в жизни природы, что выражалось, в частности, в тональном богатстве его произведений. Для него в природе не было краски, цвета как таковых, но только окрашенный свет различной степени интенсивности.
Левитан был чужд всему чрезмерному, кричащему; не случайно практически никогда не писал он жаркого летнего зноя, предпочитая такие состояния природы, когда солнечный свет нежно разливается.
Современники оставили немало признаний в том, что именно благодаря Левитану родная природа «представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое, дорогое и родное».
6. Назовите книги, которые Вы прочитали недавно, какие можно отнести к произведениям искусства и какие нельзя, почему?
Ш Книгу из классической литературы «Евгений Онегин» можно считать произведением искусства. Здесь вечный сюжет и отличный поэтический слог. А вот боевик А. Бушкова «Охота на пиранью» - смесь диких нравов современных «новых русских», устраивающих охоту на людей, это явление не вечное, а временное, теперешнего переходного периода.
7. Пользуясь учебными и хрестоматийными материалами, охарактеризуйте один из художественных стилей. Приведите примеры авторов (писателей, поэтов, художников, композиторов, мыслителей) этого стиля и их произведения.
Ш Романтизм -- явление европейской культуры в XVIII--XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века -- первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
В России романтизм появляется в поэзии В.А. Жуковского, создается баллада, романтическая драма. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России. В музыке в русле романтизма работали А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский. Представители романтизма в изобразительном искусстве России - О. А. Кипренский, А. О. Орловский. Для философии эпохи романтизма характерен агностицизм (Кант), иррационализм (Шопенгауэр), пантеизм (Гегель, Шеллинг) и культ героических личностей (Ницше, Карлейль).
8. Напишите эссе об одном из известных мировых музеев, театров (можно воспользоваться хрестоматийными материалами).
Ш «…общественное, всем доступное хранилище изящных искусств, приносящее многим пользу, всем удовольствие», - так можно охарактеризовать Третьяковскую галерею, носящую имя своего основателя купца П.В.Третьякова. Третьяковка по праву может именоваться первым в России музеем национальной художественной школы. Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой ее задумал коллекционер-основатель и такой она сохранилась до наших дней.
В августе 1892 года от своего имени и от имени своего покойного брата Третьяков принес свое собрание в дар городу Москве. Кроме того, основатель галереи подарил городу свою часть дома в Лаврушинском переулке, оставив за собой право на пожизненное попечительство и пользование жилой частью дома. До самой своей смерти Третьяков вел активную собирательскую деятельность и подарил галерее еще свыше 220 произведений русской живописи и графики. Последним крупным приобретением коллекционера было знаменитое полотно «Богатыри» кисти Васнецова. В 1898 году Третьяков скончался. После его смерти к старинному зданию по проекту Васнецова был пристроен новый фасад в «русском стиле», ставший эмблемой Третьяковской галереи.
Уже в дореволюционное время Третьяковская галерея стала самым популярным и посещаемым музеем России. После революции 1917 года галерея была национализирована, и ее коллекции пополнились множеством работ из экспроприированных частных коллекций и ликвидированных музеев.
К концу 20 века Третьяковская галерея стала одним из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России и одним из богатейших в мире музеев русского искусства. В галерее хранятся бесценные коллекции древнерусской иконы, живописи 18-20 веков, скульптуры и графики.
Государственная Третьяковская галерея - национальная сокровищница изобразительного искусства, хранящая, шедевры созданные более чем за тысячу лет, насчитывающая более 100 тысяч произведений, начиная с шедевров древнерусского искусства до творений наших современников. 150- летний юбилей Третьяковки в 2006 году был важным и значимым событием в культурной жизни нашей страны.