logo
Эстетические потребности человека

1.2 Эстетические потребности как вид потребностей в самовыражении

Существуют самые различные классификации человеческих потребностей.

Например, древнегреческий философ Эпикур их разделял на три класса. Во-первых, потребности естественные и необходимые - это те, которые причиняют страдания, если их не удовлетворить (пища, тепло, жилье, воздух). Удовлетворить их относительно легко. Во-вторых, потребности естественные, но не необходимые. Таковыми являются потребности в общении с людьми. Их удовлетворить уже труднее. В третьих, потребности не естественные и не необходимые. Таковы роскошь, богатство, блеск. Их число бесконечно и удовлетворить их крайне трудно.

А. Маршалл, ссылаясь на немецкого экономиста Германна, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др. [6]

Классификация Достоевского:

- Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.

- Потребности познания.

- Потребности всемирного объединения людей.

Сейчас потребности разделяют на 7 групп:

· Физиологические потребности (голод, жажда, воздух, кров, тепло);

· Потребности безопасности (лечение, защита от угроз);

· Потребность в принадлежности (семье, обществу);

· Социальные потребности (общение с людьми, любовь, власть, авторитет, уважение);

· Познавательные потребности

· Эстетические потребности;

· Самореализация всех своих потребностей.

Чем выше человек духовно, тем значимее для него высшие потребности.

Основатель гуманистической психологии А. Маслоу выделяет пять групп потребностей человека. Он предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. На рис. (Приложение) схематически представлена эта концепция иерархии потребностей в мотивации человека. Потребности в порядке их очередности: [12]

· физиологические потребности;

· потребности безопасности и защиты;

· потребности принадлежности и любви;

· потребности самоуважения;

· потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования.

В 1943 г. в статье "Теория человеческой мотивации" А. Маслоу писал о том, что средний гражданин удовлетворяет примерно 85% своих физиологических потребностей (первый уровень), 70% потребностей в безопасности (второй уровень), 50% -- в любви и привязанности (третий уровень), 40% -- в самооценке (четвертый уровень) и, наконец, 10% -- в самореализации. Такова, по мнению Маслоу, идеально-типическая модель, описывающая современное капиталистическое общество, например, США.

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу можно представить и в следующем виде:

Ступени (снизу вверх):

1. Физиологические

2. Безопасность

3. Любовь/Принадлежность к чему-либо

4. Уважение

5. Познание

6. Эстетические

7. Самоактуализация

Причем последние три уровня: "познание", "эстетические" и "самоактуализация" в общем случае называют "Потребностью в самовыражении" (Потребность в личностном росте). [12]

Маслоу (Maslow, 1987) охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного применения своих талантов, способностей и возможностей своей личности. Короче, самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины своих возможностей. Говоря словами Маслоу, "музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в миру с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе" (Maslow, 1987).

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка - все могут актуализировать свой потенциал, то есть воплощать свои возможности в действительность, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга. Эстетические потребности относятся также к этой группе потребностей.