logo
Этика делового общения

Вопрос 4. Комплименты в деловом общении

Комплименты в деловом общении не должны касаться одежды или внешности сотрудника, а должны относиться непосредственно к его личностным и профессиональным качествам.

Специфические требования к комплименту.

Существуют особые требования к комплименту. Основными из них являются следующие:

1. Комплимент должен строиться на фактической основе. Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам.

Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может низвести высказывание до уровня банальной лести.

Если есть сомнение, поймет ли собеседник, о каком факте идет речь, то лучше не рисковать и прежде напомнить о нем, а затем уже обыгрывать его.

Хуже всего, когда комплимент противоречит фактам. Например, ваш коллега не спал всю ночь, мучаясь от зубной боли, а ему говорят, что он прекрасно выглядит. Эти слова будут восприняты как насмешка.

2. Комплимент, по возможности, должен быть кратким. Комплиментарная часть высказывания должна быть как можно более краткой, содержать одну-две мысли, не более. Быть простым по конструкции -- значит быть заведомо понятым. Более того, не следует забывать, что убедительность легко потопляема в море слов.

3. Комплимент не должен содержать поучений. Например: "Ты замечательный помощник, мастер на все руки, но успеваемость надо подтянуть".

4. В комплименте не должно быть двусмысленных оборотов. Двусмысленность может вызвать совсем не те чувства и ассоциации, на которые рассчитывает автор комплимента.

Приведем примеры нарушения этого требования:

-- "Владимир Георгиевич, вы блестяще справились со своей задачей и одновременно шокировали всех нас!"

-- "Великолепный у вас наряд, Елена Карловна, однако если вы появитесь в нем в офисе -- что могут подумать о вас коллеги?"

5. Комплимент без эмпатии -- несовершенен. Только проявив эмпатию (сопереживание, сочувствие), можно понять, а что же собеседнику будет приятно услышать. Однако есть вещи, приятные каждому. Все хотят хорошо выглядеть (особенно женщины), быть умными (особенно мужчины), добиваться успеха, пользоваться уважением, признанием, любовью и т.д. Общение с человеком даст дополнительную информацию. Чем более персонифицирован комплимент, тем он ценнее, ибо полнее учитывает специфику конкретного человека.

Таким образом, без эмпатии, т.е. сочувствия, умения войти в мир мыслей и переживаний собеседника, комплимент не будет эффективен и естественен. Для того чтобы адресно сопереживать собеседнику, важно не только изучить его как "пчелу под микроскопом", нужно самому ощутить себя этой "пчелой".

Примеры комплиментов в деловом общении:

1)Вы настойчивый человек, Сергей Львович, потому что, несмотря на усталость, вы вовремя выполнили задание!

2) Вы мастер - "золотые руки", Виктор Павлович, потому что все, за что бы вы ни брались, делаете качественно, своевременно, с большой отдачей сил и вдохновенья!

3)Вы великолепный руководитель, Александр Николаевич, потому что вы не только умеете управлять людьми, но и сопереживаете им, вам небезразличны люди, с которыми вы работаете.

4) Это было великолепно, Николай Филиппович, потому что у вас был превосходный контакт с аудиторией и ваши убедительные доводы произвели на окружающих сильное впечатление!

5) Теперь я понимаю, Нина Михайловна, почему очень многие восхищаются вами: вы корректны, тактичны и обходительны с людьми.

6) Ты -- душа нашего общества, Катя, потому что очень внимательна, заботлива и тактична к каждому из нас.