Этика делового общения и ее роль в управленческой деятельности

курсовая работа

1.1 Деловое общение

Деловое общение -- это общение партнеров по бизнесу и руководителей с подчиненными в процессе их профессиональной деятельности.

Поведение человека при этом определяется структурой и характером решаемых задач, а также культурой делового общения.

Основными этапами делового управленческого общения являются: [3; c. 79]

* выдача руководителем распоряжений, советов подчиненным;

* получение руководителем «обратной» (контрольной) информации от подчиненных о выполнении задания;

* оценка выполнения задания подчиненными.

На этих этапах делового управленческого общения реализуются три его основные функции: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной информации.

В процессе делового общения выделяют следующие этапы: [8; c. 113]

* установление контакта;

* ориентация в ситуации;

* обсуждение вопроса, проблемы;

* принятие решения;

* выход из контакта.

Хотя в России нет специально разработанной системы делового этикета, но морально-этические правила профессионального поведения четко определены:

* честность и надежность;

* обязательность;

* стабильность;

* поиск «золотой середины» между конкуренцией и сотрудничеством;

* необходимость придерживаться норм служебной субординации. Социологическая служба Первого Всероссийского съезда малых предприятий (1996) провела интересное исследование. Были опрошены 1517 респондентов, из которых 58,4% (887 чел.), т. В опросе участвовали также представители крупных и средних предприятий (14,1%), федеральных и региональных органов государственного управления (12,1%); 8,4% составляли представители общественных организаций, занятых поддержкой малого бизнеса.

Важнейшее условие успешной деятельности любого предпринимателя -- закон концентрации своих сил. Р. Грин в своей книге «48 законов власти» так формулирует этот закон: «Сохраняйте силы и энергию, хотите и храните их в концентрированном виде. Вы добьетесь большего, открыв богатую жилу и углубляя ее, чем порхая от одной неглубокой шахты к другой, -- интенсивная разработка всякий раз побивает экстенсивную. Изыскивая источники мощи, которая возвысит вас, найдите один главный ключ, тучную корову, и она в течение долгого времени будет снабжать вас молоком».

Грин обращает внимание на то, что колебания и нерешительность ставят препятствия на вашем пути к достижению цели. И наоборот, уверенное поведение поможет вам казаться более могущественным, а смелость придаст больше внушительности, масштабности. Встраиваемый напольный конвектор. С появлением трудностей вы растеряетесь, начнете метаться, искать решения там, где их нет, и непроизвольно будете создавать сами себе все новые проблемы. Колебание создает бреши, смелость их уничтожает.

В числе законов власти Грин также назвал репутацию. Закон он сформулировал так: очень многое зависит от репутации -- береги ее ценою жизни. В подтверждение этому он приводит пример из жизни знаменитого изобретателя Томаса Эдисона. [17; c. 145]

Томас Эдисон считал, что любые механизмы могут работать только от постоянного тока. Когда сербский ученый Никола Тесла объявил, что ему удалось сконструировать механизм, работающий на переменном токе, Эдисона это возмутило. Он решил развенчать репутацию Теслы. Для этого он собирался публично доказать, что машины, работающие на переменном токе, крайне опасны. С этой целью Эдисон подверг множество домашних животных смертельным ударам переменного тока. Но этого ему показалось недостаточно, и в 1890 г. он обратился к руководству государственной тюрьмы Нью-Йорка с предложением устроить показательную казнь преступника с использованием переменного тока. Но дело заключалось в том, что Эдисон экспериментировал с мелкими животными. Он не рассчитал напряжения, и преступник электрошок получил, но не погиб. Казнь пришлось повторить. Репутация Эдисона была развенчана на много лет. Грин резюмирует, что репутация -- сокровище, которое необходимо накапливать и хранить с особым тщанием.

Подлинная деловая культура подразумевает полное освобождение от «пережитков» нецивилизованного предпринимательства. Со временем на смену власти и централизации, принудительной дисциплине и иерархии придут самоопределение, творчество и децентрализация, ориентация на потребности. Придет время, когда предприниматель будет работать не только ради прибыли, а ради самого дела, будет преследовать высокие цели: предоставить работу и заработок окружающим его людям, обеспечить свою страну отечественными товарами и продуктами.

В деловом общении руководителя с подчиненными функция выдачи распорядительной информации оказывает наибольшее влияние на эффективность деятельности организации. При выдаче распоряжений руководитель должен максимально повысить мотивацию у исполнителей. Чтобы достичь указанную цель, необходимо соблюдать три основополагающих принципа: [19; c. 76]

* обоюдное взаимопонимание руководителей и подчиненных (для чего необходимы единство профессионального языка, полнота информации, конечность изложения, сконцентрированность внимания, учет уровня интеллекта);

* принятие распоряжений, проявляющееся в согласии их выполнения (для этого необходимы непротиворечивость позиций руководителя и подчиненных по конкретному вопросу, поиск и демонстрация личных интересов подчиненных в выполнении задания, конкретность информации);

* налаженность взаимоотношений между руководителем и подчиненными.

Основные задачи руководителя в деловом общении с подчиненными следующие:

* дать подчиненным почувствовать свою значимость;

* лучше узнать и понять своих подчиненных;

* умело влиять на позицию подчиненных;

* расположить подчиненных к себе, повышать и поддерживать в их глазах свой авторитет.

Делись добром ;)