Этика делового общения. Этикет в управлении

курсовая работа

2.1 Понятие принципов делового общения

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: В отношениях между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри одного предприятия - между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения, существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не противоречили бы общим нравственным принципам поведения людей, чтобы служили надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И.Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства.» Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать следующим образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон. Данкел Ж. Деловой этикет. Феникс. Ростов-на-Дону 1997. С. 19.

Из этого следует, что в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Координация должна осуществляться этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое.

Несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд положений, следуя которым можно облегчить деловое общение, повысить его эффективность, избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе. Необходимо знать, что в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей. Когда идет речь об этических промахах других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда речь идет о промахах своих следует поступать наоборот. Фритцше Д., Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива СПБ. - Олимп-Бизнес - 2002, С. 36. В морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе. Начиняя с себя только тогда можно судить о других, так и звучит основной императив поведения - «начни с себя».

Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: «сверху-вниз» (руководитель-подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали» (сотрудник-сотрудник).

Делись добром ;)