Этика делового общения. Этикет в управлении

курсовая работа

2.2.1 Этапы подготовки и проведения публичного выступления

В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:

· Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления;

· Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;

· «Словесное выражение», литературная обработка речи;

· Заучивание, запоминание текста;

· Произнесение.

Сегодня в ораторской деятельности выделяют три основных этапа:

· Докоммуникативный (определение темы и цели выступления; оценка аудитории и обстановки; подбор материала; создание текста; репетиция)

· Коммуникативный (произнесение речи; ответы на вопросы, ведение полемики)

· Посткоммуникативный. (анализ речи)

Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей. Также необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем.

Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Докладчик должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога - сообщение и воздействие. Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Свои цели и задачи он должен сообщить слушателям.

Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление образования, познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.

Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов.

Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе.

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, не способен к критике, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще будет говорить.

Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление - в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон ...

Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясь сохранять постоянно расстояние в 20 - 30 сантиметров между ртом и микрофоном.

Важное значение имеет и размещение слушателей в аудитории.

Надо выяснить также после, каких других речей идет ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая.

«Кодирование» - составление текста - начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Источники материала подразделяются на группы:

· Непосредственные - материал, добытый автором из жизни путем наблюдений, собственного опыта (знания, практика; личные контакты, беседы, интервью; воображение - мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого опыта с элементами творчества)

· Опосредованные:

а) официальные документы:

б) научная и научно - популярная литература;

в) художественная литература;

г) статьи газет и журналов;

д) передачи радио и телевидения;

е) справочная литература: энциклопедии, словари;

ж) результаты социологических опросов.

Следует помнить, что материал из жизненного опыта всегда хорошо воспринимается слушателями, он убедителен и ему верят.

Материал публичного выступления может быть теоретическим и фактическим.

Материал выступления должен быть достоверным, требуется приводить множество фактов, чтобы доказать положения и убедить слушателей. Предварительно проверяют точность информации, цифр, дат, цитат, имен.

Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять; она легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Писать следует на отдельных листах, на одной стороне. Опытный оратор может ограничиться составлением тезисов, конспекта или развернутого плана выступления.

Репетиция представляет собой произнесение текста мысленно либо вслух, лучше перед зеркалом. Надо найти такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, и постараться ее запомнить; изучить лицо - расправить нахмуренные брови, мимические морщины, набегающие на лоб; продумать жесты, приемы установления контакта. Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится 20 - 25 минут подготовки. Если выступление тщательно разработано, то в момент встречи со слушателями говорящий будет держаться уверенно.

Таким образом, обобщая можно сказать, что к речи, надо чательно

готовиться, все зависит именно от профессионализма оратора и, выполняя все эти требования, может получиться триумфальное выступление.

Делись добром ;)