Этика деловых отношений

практическая работа

Управленческая этика

система нравственных требований, предъявляемых руководителю предприятия либо одному из его подразделений со стороны подчиненных, других руководителей, партнеров.

Коммерческая этика

совокупность нравственно-деловых правил, регулирующих отношения сторон в торговле, коммерции, бытовом обслуживании и т.д.

Этика теневого бизнеса

сложившаяся в криминальной сфере совокупность определенных моральных принципов, соответствующих уголовной практике: «Действуем не по закону, а «по понятиям».

Деловая этика разных культур

это уникальная для каждой страны система морально-деловых принципов, сложившаяся в результате взаимодействия общемировых и национальных правил ведения бизнеса.

Деловая риторика

один из разделов общей риторики, отражающий умения и навыки речевого общения в сфере деловых отношений.

Этика дистанционного общения

совокупность правил и норм, характеризующих деловое взаимодействие в опосредованной форме, т.е. при помощи дополнительных средств связи.

Дипломатический этикет

совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых дипломатическим корпусом и персоналом.

Светский этикет

это общепризнанная манера поведения и правила учтивости, принятые в обществе.

  • Основополагающими принципами деловых отношений, которые можно представить как совокупность нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества и определяющих правила поведения человека в системе деловых отношений, являются:
  • 1. Убежденность в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом.
  • 2. Понимание того, что окружающие люди хотят и умеют работать.
  • 3. Отношение к бизнесу как творческому процессу.
  • 4. Признание необходимости не только конкуренции, но и сотрудничества.
  • 5. Уважение любой формы собственности.
  • 6. Действие только в рамках существующего законодательства.
  • 7. Честное следование договорным отношениям.
  • 8. Повышение образовательного уровня.
  • Таблица 3 Программированное задание: «Принципы деловых отношений»
  • Принципы делового общения

    Основное содержание

    Мои действия

    Форма практической реализации

    1. Убежденность в полезности своего труда для общества

    Моя работа и деятельность организации должны быть не только технологически отлаженной и экономически эффективно, но и полезной для людей и общества. Необходима взвешенная и четкая социальная политика (как компонент целевой подсистемы системы менеджмента), показатели которой может дорого обойтись для любой организации, предпринимателя или менеджера. Надо помнить о людях и в полной мере осознавать свою социальную значимость.

    Разработать четкую программу проведения социальной политики и комплекс конкретных мер по ее реализации в организации

    • - Введение дополнительных выплат и льгот по поддержке работников имеющих на иждивении детей, сотрудников-инвалидов.
    • - Оказание помощи сотрудникам и им семьям в решении жилищных проблем, их лечения, образования, отдыха.
    • - Поддержание хороших
    • бытовых условий в организации.
    • - Благотворительная деятельность, направленная на социальное развитие коллектива,спортивно-оздоровительные и культурные мероприятия.

    - Внедрение экологически чистых технологий, и организация безопасных условий для работы людей в организации.

    2.Понимание того, что окружающие люди хотят и умеют работать.

    Моя задача и задача руководителей в организации чувствовать отношение сотрудников к работе, их желание работать и их потенциал. необходимо укреплять это желание и способствовать полному раскрытию потенциальных возможностей каждого отдельного человека в коллективе. Нужно обратить пристальное внимание на трудовую мотивацию, относится к каждому работнику как к личности, проявлять к нему уважение, способствовать его развитию.

    Провести общее исследование удовлетворенности работой в коллективе. Рекомендовать руководству ввести практику стимулирования сотрудников за рацпредложения, их профессиональное развитие и образование. Содействовать демократизации работы коллектива, чтобы повысить чувство собственной значимости моих коллег.

    • - Проведение анкетирования и опроса работников всех подразделений по вопросу их удовлетворенности.
    • - Выявление на основании результатов исследования общих проблем и препятствий, мешающих людям лучше и эффективнее работать.
    • - Определение путей преодоления выявленных препятствий и разработка для этого комплекса возможных мер, и обратиться к руководству.
    • - Привлечение внимания руководителей к проблеме общения с людьми, повышению взаимного доверия, отношению к каждому человеку как личности.

    - Говорить об этом на каждом собрании рабочего коллектива.

    3.Отношение к бизнесу как творческому процессу.

    Моя работа, мое дело - это мое творчество, это данная Богом возможность реализовать себя и раскрыть весь свой потенциал. Нигде более я не смогу добиться таких впечатляющих результатов как в сфере своей трудовой деятельности. Показатели моей работы - это мои достижения, мой прогресс.

    • Развивать свою креативность, свои творческие способности, ставя при этом реалистичные цели перед собой.

    Овладеть методами творческого мышления: мозговой штурм, генерация идей и др. Расширять свой кругозор. Развивать открытость мышления, учитывая альтернативные точки зрения и подходы.

    • - Обсуждение этого со своим непосредственным руководителем, чтобы заручиться его поддержкой. Это придаст уверенности.
    • - Посещение специальных тренингов для получения необходимых знаний и опыта в этом направлении. Привлечение к этому своих коллег.
    • - Чтение новых книг, знакомство с новыми полезными людьми, нахождение в постоянном поиске нового.
    • - Проявление во всем независимости, формирование и опора только на свое мнение при выборе подходов к решению проблем.
    • - Отказ от груза старых идей и стереотипов и вера в свою способность создавать новые идеи.

    - Внесение в работу и жизнь элемента игры.

    4.Признание необходимости не только конкуренции, но и сотрудничества.

    В своей работе необходимо использовать партнерство и сотрудничество, поддерживая при этом и здоровую конкуренцию. Ни в коем случае на допускать перегибов в том и другом, а добиться гармоничного их сочетания.

    • Подбирать людей для сотрудничества, с которыми возможно найти способы решения проблем для общего блага.
    • Не обострять состязательность до вражды, смещая центр тяжести больше на состязательность с самим собой для собственного развития.
    • Использовать преимущества групповых способов решения проблем и совместного преодоления разногласий.

    Не допускать появление конфликтов или разрешать существующие.

    • - Разработка и внедрение системы мотивации и аттестации персонала, которая предполагает оценку профессиональных знаний, а также коммуникативных навыков и способностей каждого сотрудника.
    • - Прием на работу в организацию людей амбициозных, готовых и желающих показывать лучшие результаты, чем их предшественники и коллеги.
    • - Постоянное акцентирование внимания сотрудников на общих целях и общем благе, а также формирование команд для решения конкретных задач.

    - Проведение конкурсов и соревнований, но только между рабочими группами и подразделениями.

    5.Уважение любой формы собственности.

    Данный принцип - это основа свободного предпринимательства. Он представляет собой один из основных двигателей прогресса в бизнесе и развитии в человеке самостоятельности и ответственности в делах. Об этом нужно помнить и это нужно использовать в работе и жизни.

    • Проводить воспитательную работу в коллективе. Формировать в коллегах еще не до конца сформировавшееся у наших граждан уважение к чужим правам и к частной, коллективной и государственной собственности.

    Быть беспощадным к тем, кто злостно пренебрегает этим.

    • - Обсуждение данной темы на собраниях, «товарищеский суд» над теми, кто пренебрегает этим принципом.
    • - Введение санкций в отношении сотрудников уличенных в порче имущества организации и других сотрудников или даже мелкой краже (от штрафов и вплоть до увольнения).
    • - Требование содержать рабочие места в чистоте и порядке.
    • - Предоставление возможности добросовестным работникам использовать имущество организации для личных целей.
    • - Введение на только индивидуальной, но и коллективной ответственности сотрудников за сохранность имущества организации.

    - Организация добровольных совместных субботников по благоустройству и поощрение активных участников

    6.Действие только в рамках существующего законодательства.

    • Никто не должен своими действиями выходить за рамки действующего законодательства, какими благими соображениями при этом не руководствуется сотрудник.

    С нечистыми на руку людьми в современном цивилизованном мире никто не захочет иметь дело. Кроме этого законодательством урегулированы многие сложные проблемы деловой и предпринимательской деятельности.

    Чтобы данный принцип мог соблюдаться на 100%, нужно чтобы сотрудники знали и чтили закон. Все нечистоплотные в этом отношении работники должны получать не только неизбежное возмездие, но и всеобщее презрение. Никто не захочет стать изгоем. Рабочий процесс в организации должен предусматривать доступную и грамотную юридическую консультацию и помощь в трудных вопросах.

    • - Требовать от сотрудников жесткого соблюдения действующего законодательства, а лиц допустивших нарушения закона жестоко наказывать.
    • - Поощрять юридическую грамотность сотрудников, помогать в обучении.
    • - Организовать всегда доступную юридическую консультацию с юристами организации.
    • - Установить на каждом компьютере в организации правовую справочную систему типа «Консультант Плюс».

    - Действовать по отношению к каждому сотруднику всегда исключительно «по закону», даже если очень хочется немного отступить от него.

    7.Честное следование договорным отношениям.

    Принцип добросовестности договорных отношений является частью правовых систем большинства европейских стран и должен стать основой деловых отношений и у нас. Говоря о добросовестности, нельзя также забывать и о свободе договора, о возможности реализации сторонами собственных интересов. Все условия договора должны тщательно прорабатываться, поскольку их нужно будет выполнять. В моей работе все честные договорные соглашения с партнерами, коллегами, да и вообще с любыми людьми должны стать основой, императивом, жизненным принципом. Лучше незамедлительно уволиться из организации, где это не соблюдается, и допускается руководством.

    • Договоры должны составляться грамотно, быть свободными и учитывать интересы сторон. Для всесторонней и взвешенной проработки условий договоров, помочь сотрудникам в получении достаточного уровня знания гражданского законодательства.

    Юрисконсульты в организации должны быть специалистами в договорном и гражданском праве. Всякое умышленное нарушение договора считаться страшнейшим преступлением, а недобросовестность караться.

    • - Выявлять и увольнять недобросовестных сотрудников, и не иметь дело с недобросовестными партнерами.
    • - Всегда выполнять взятые на себя договорные обязательства - это должно стать частью имиджа организации.
    • - Организовать всегда доступную юридическую консультацию с юристами организации.
    • - Поощрять юридическую грамотность сотрудников, помогать в обучении.

    - В отношении своих сотрудников всегда соблюдать условия трудового и коллективного договора, а в случае какого либо нарушения - возмещать и наказывать виновных.

    8.Повышение образовательного уровня.

    Мне образование необходимо для личностного и профессионального развития, а моей организации чтобы не было недостатка в действительно знающих свое дело кадрах. Повышение образовательного уровня необходимо в быстро меняющемся мире. В моей организации это должно стать модным.

    • Обучать сотрудников организации без отрыва от производства в колледжах и ВУЗах.
    • Повышать уровень квалификации и приобретать новые профессиональные знаний и навыки.
    • Внедрить в организации системы непрерывного образования.
    • Организовать деятельность по подготовке и переподготовке кадров.

    Сотрудничать с ближайшими профильными учебными заведениями.

    • - Предоставлять сотрудникам возможность обучаться в нужных учебных заведениях, содействовать и помогать в обучении.
    • - Направлять сотрудников на специальные курсы повышения квалификации, тренинги, конференции.
    • - Разработать программу целевого обучения в ВУЗах, для сотрудников и их детей (за счет организации).
    • - Развивать сотрудничество с учебными заведениями, выпускающими молодых специалистов, организуя и обеспечивая практику.
    • - Организовать поездки сотрудников для обучения и обмена опытом в другие организации и за рубеж.
    • - Поощрять образование и самообразование сотрудников.

    - Брать на работу только людей, которые хотят и могут учиться.

    1.2 Этика в рыночной экономике

    В условиях рыночной экономики этические нормы обладают некоторыми особенностями, которые важно и необходимо знать для успешного и эффективного ведения дел, создания надежной репутации и формирования респектабельного имиджа фирмы или индивидуального предпринимателя. Экономическая этика выступает в качестве нормативной основы экономической деятельности, регулирующей взаимоотношения в сфере экономики, формулирующей и предъявляющей нравственные требования ко всем субъектам экономических отношений. Основной ее целью является определение институциональных (рамочных) ограничений участников экономического процесса, играющих основополагающую роль в этизации рыночных отношений современного общества. В отличие от индивидуальной этики она обращена к обществу, задает ориентиры и обосновывает нравственные принципы функционирования экономики и в этом смысле является программой экономического порядка.

    В широком смысле слова экономическая этика призвана объяснить связь экономики с моралью, специфику их взаимоотношений. Общеизвестно, что развитие производства, хозяйственная деятельность объективно способствуют нравственному совершенствованию человека. Издавна считалось, что в трудовой деятельности формируются созидательные силы человека, нравственная основа его отношения к миру, другим людям. Трудолюбие и честность являлись теми двумя основными этическими нормами, которые всегда сопровождали производственную деятельность и торговое перераспределение материальных благ. Без трудолюбия, честности, порядочности, заботы о человеке материальное производство не могло бы существовать. В то же время развитие производства, усложнение и увеличение масштабов человеческой деятельности, повышение уровня техники и технологий поставили человека перед необходимостью осознания степени его ответственности, понимания общественного долга, чувства солидарности. Многое здесь, конечно, зависит от реальной экономической политики государства, его регулирующей роли в сфере экономических отношений. Не случайно говорят: «здоровая экономика -- здоровые нравы».

    Этика бизнеса представляет собой система норм взаимоотношений между различными сторонами делового процесса, а также социальная ответственность организаций по отношению к своей внутренней и внешней среде. Социальная ответственность подразумевает определенный уровень добровольного отклика со стороны организации на социальные проблемы. Социальная ответственность бизнеса -- модель социального поведения коммерческих организаций, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества и добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом. Конечно, законы, действующие в рыночной экономике изменить нельзя, однако только их недостаточно для основы современного ведения бизнеса. В современном мире не менее важной составляющей ведения бизнеса для всех организаций должна выступить моральная ответственность за свои действия и уважение к партнерам и клиентам.

    В 1986 году главы ведущих компаний из Европы, Японии и Америки съехались в Швейцарию для обсуждения вопросов бизнес-этики и приняли свод принципов и правил в качестве современных общих этических принципов ведения бизнеса (таблица 4). Данные принципы выступают в качестве основы для разработки своих внутрикорпоративных правил или программы ведения бизнеса любой современной компанией.

    Таблица 4

    Название

    Содержание

    1. Социальное сотрудничество работников

    «Кюусей». В переводе с японского: жить и работать вместе для общего блага и через это создавать возможности для кооперации и взаимного благополучия. Сотрудничать вместе в здоровой и честной конкуренции

    2. Человеческое достоинство

    Каждый человек достоин уважения и не должен рассматриваться только как инструмент для достижения целей организации

    3. Ответственность за бизнес-процесс со стороны владельцев предприятий и наемных работников

    Ценность организации для общества основана на улучшении благосостояния общества, предоставлении рабочих мест, а также на продуктах и сервисе, которыми обеспечивает организация своих потребителей. Для создания подобных благ для общества организация должна поддерживать свое экономическое «здоровье» и жизнеспособность. Нацеленность только на выживание в данном случае недостаточна. Организации играют важную роль для своих клиентов, работников и акционеров, разделяя с ними все блага, которые создают совместно с ними. Партнеры и конкуренты ожидают, что организация выполняет все свои обещания, будучи честной и корректной по отношению к ним. Все организации ответственны за локальное, региональное, национальное и глобальное общество, в котором они работают. Они участвуют в создании будущего для этого общества

    4. Экономический и социальный результат от ведения бизнеса направлен на улучшение общества в целом

    Организации, которые начинают работать в других странах, производят и продают, содействуют прогрессу в этих странах путем создания новых рабочих мест и возможностей. Также они способствуют развитию образования, прав человека и благосостояния общества

    5. Поведение в бизнесе: следование законам и дух доверия

    Несмотря на наличие секретов производства, организации должны быть честными и открытыми партнерами, которым доверяют как на национальном, так и на межнациональном уровне

    6. Уважение международных и национальных традиций в экономике

    Для избегания проблем и для поддержки свободной торговли и честной конкуренции организации должны уважать национальные и интернациональные законы

    7. Поддержка партнеров и взаимная торговля

    Участники торговых сделок должны поддерживать ГАТТ и ВТО, интернациональную систему торговли и прочие международные торговые соглашения. Они должны сотрудничать во имя прогресса и либеральной торговли

    8. Уважение к окружающей среде

    Организации должны защищать и улучшать окружающую среду, не допускать расточительства природных ресурсов

    9. Избегание нелегальных действий

    Организации должны избегать отмывания денег и прочих нелегальных финансовых операций; не поддерживать криминальный бизнес

Делись добром ;)