1.3 Управленческая этика
Успех в работе любой организации, коллектива, полностью зависит от руководителя - менеджера, от четкой и квалифицированной координации деятельности по распределению полномочий. При этом существуют общие нравственные нормы жизни организации в виде этики служебных взаимоотношений руководителя и подчиненного. Руководителю необходимы основательные этические знания, приложимые для его практической деятельности, для поддержания определенного уровня своей человеко-ведческой подготовки. Подспорьем в решении этих задач выступает для руководителя такая отрасль теоретико-прикладного знания, как управленческая этика.
Управленческая этика - область знаний, исследующая поступки и поведение человека, работающего в сфере управления, в свете соотношения действий менеджера с общечеловеческими этическими ценностями. Это также и система нравственных требований, предъявляемых руководителю предприятия либо одному из его подразделений со стороны подчиненных, других руководителей, партнеров. Она включает в себя образцы лучшего опыта нравственного решения конкретных проблем бизнеса и управления. Управленческая этика исследует правила и нормы поведения менеджера, требования, предъявляемые обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.
Стиль руководства - совокупность своеобразных приемов и способов управления, присущих определенному типу руководителя. Их общая характеристика:
Таблица 5
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными |
Стили управления (руководства) |
||||
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
Смешанный |
||
Методы принятия решений |
Руководитель единолично решает все вопросы |
Перед принятием решений советуется с коллективом, или принимается коллективное решение |
Ждет указаний от вышестоящего руководителя, подчиняется решениям группы или собрания работников |
Единолично или коллегиально в зависимости от ситуации |
|
Распределение ответственности |
Берет на себя или перекладывает на конкретного исполнителя |
Распределяет ответственность вместе с полномочиями и заданиями |
Снимает с себя всякую ответственность |
Чаще всего распределяет ответственность между собой и подчиненными |
|
Отношение к инициативе |
Полностью подавляет |
Поощряет и использует в интересах дела |
Отдает инициативу в руки подчиненных |
Подавляет, когда уверен в правоте, поощряет, если нужно коллегиальное решение |
|
Отношение к подбору кадров |
Боится достаточно квалифицированных и думающих работников, старается от них избавиться |
Подбирает деловых, грамотных работников с широким кругозором |
Подбором кадров не занимается |
Нерегулярно занимается подбором кадров и без четкой системы |
|
Отношение к недостаткам собственных знаний |
«Все знает и умеет», редко повышает квалификацию |
Постоянно обучается, учитывает критику, поощряет подчиненных к обучению |
Пополняет свои знания, поощряет эту черту у подчиненных |
Старается быть в курсе современных проблем, периодически повышает квалификацию |
|
Стиль общения |
Жестко формальный |
Настроен дружески, общается охотно |
Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе, допускает фамильярность |
Чаще всего зависит от темперамента, преимущественно коммуникабельный |
|
Характер отношений с подчиненными |
Диктуется настроением |
Ровная, дружественная манера поведения с высокой степенью самоконтроля |
Мягок, покладист, иногда легковерен |
Преимущественно доброжелательный |
|
Отношение к дисциплине |
Приверженец формальной жесткой дисциплины |
Разумная дисциплина, дифференцированный подход к людям |
Требует формальной дисциплины, не умея ее обеспечить |
Поддерживает формальную дисциплину, хотя иногда «покрывает нарушения» |
|
Отношение к моральному воздействию на подчиненных |
Наказание - основной метод воздействия, поощрения - для избранных |
Постоянно использует различные стимулы |
Использует поощрение чаще |
В зависимости от ситуации и уровня подчиненных применяет разные способы |
В широком смысле объектом управленческой этики являются все проблемные вопросы взаимоотношений менеджера и подчиненных, особое место среди которых занимают вопросы соотношения цели и средств в их работе. Признавая престижность позиции менеджера, предполагающую высокий профессионализм и уровень образования, хороший уровень оплаты труда, нельзя забывать о значимости моральной и этической стороны его работы, оказывающей влияние на направление развития, культуру, систему духовных ценностей и образ жизни всего общества.
Управленческая этика оперирует категориями не специфическими, а заимствованными из общей теории нравственности, которые конкретизируются применительно к особенностям управленческой деятельности. К этическим основам управленческой этики можно отнести следующие принципы:
- Гуманизм,
- Социальная справедливость,
- Забота о подчиненных,
- Единство слова и дела,
- Профессионализм и компетентность,
- Предвидение последствий применительно решений и действий,
- Личная порядочность,
- Ответственность за результаты принятых решений.
Использование данных принципов в управленческой деятельности позволяет руководителю опираться не только на властные полномочия, положенные руководителю по должности, но и на неформальный авторитет, способный сыграть более важную роль в работе с людьми, особенно в налаживании атмосферы сотрудничества и формировании здорового морально-психологического климата в коллективе.
Служебные взаимоотношения - совокупность нравственных принципов, характеризующих должностное поведение сотрудников организации. Служебные взаимоотношения в организации во многом определяются этикой руководителя и подчиненного. От нее зависит не только психологический климат в коллективе, но и эффективность работы сотрудников, определяющая результаты труда.
Мораль делового партнерства - это система норм взаимоотношений между членами коллектива, занимающими приблизительно одинаковое служебное положение, находящимися на одном уровне служебной иерархии в организации.
Этика управленческой деятельности направлена на совершенствование отношений, на развитие коллективных форм организации и стимулирования труда. Посредством управления должны разумно сочетаться общественные (государственные), коллективные и личные интересы.
Деловой конфликт - это проблемная ситуация, возникающая на производстве в процессе деловых отношений. Конфликт образно сравнивают с айсбергом, имеющим глубинные причины, обусловленные внутренними противоречиями:
Рисунок 2 Причины возникновения делового конфликта
Исследователи выделяют два основных типа методов разрешения конфликта: прямые (открытые) и косвенные (скрытые):
Рисунок 3 Способы разрешения конфликтов
Философия организации - это совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений рабочих и служащих, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом организации. Это система ценностей и целей деятельности работающих в организации людей, основные установки, в соответствии с которыми компания осуществляет свою деятельность на рынке.
Основные элементы философии организации:
- цели и задачи организации;
- декларация прав сотрудников;
- поощрения и запреты;
- требования к личностным качествам сотрудников;
- условия и оплата труда;
- социальные блага и гарантии;
- хобби и увлечения сотрудников.
Соблюдение философии организации гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и ее эффективное развитие. Несоблюдение философии приводит к развитию конфликтов между администрацией и работниками, между заказчиками и потребителями продукции или услуг, к снижению имиджа предприятия.
При разработке философии организации необходимо основываться на действующих нормативных актах (Конституции РФ, Гражданском кодексе, Трудовом Кодекс РФ, Декларации прав человека и т.д.), Уставе и коллективном договоре организации, особенностях национальной и региональной культуры, мировом и российском опыте лучших компаний. Философия организации должна учитывать: национальный состав сотрудников, региональную специфику (город или сельская местность и др.), тип производства, отрасль, количественный состав персонала, материальный и культурный уровень жизни, личные убеждения собственника и руководителя организации.
- Введение
- 1. Основы этики деловых отношений
- 1.1 Сущность и происхождение этики
- Управленческая этика
- 1.3 Управленческая этика
- 1.4 Этика деловых отношений в разных культурах
- 2. Методы и средства делового общения
- 2.1 Этика делового общения в отраслях экономики
- Этика дистанционного общения
- Дипломатический этикет