logo
Этика и культура муниципального служащего

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность местного самоуправления определяется профессионализмом, деловыми и личностными качествами муниципальных служащих, которые, по сути, становятся основным субъектом претворения в жизнь социальных и политических преобразований в нашем обществе. Формирование эффективных управленческих команд в любой сфере управления - важнейшая и крайне актуальная задача. Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности сознания, этики. В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике управления в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, делового нечестного поведения, ощущаемый деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.

Проблемы профессионализма и его этических оснований недостаточно изучены в современной научной литературе. Несмотря на то, что термины «профессионализм» и «профессионал» сегодня являются общеупотребительными, а выражение «будущее - за профессионалами» стало ходовым клише в общественно-политическом дискурсе, специальных социологических исследований, посвященных комплексному теоретико-методологическому и методико-эмпирическому анализу феномена профессионализма, практически нет. В немногочисленных работах рассматриваются лишь отдельные аспекты становления и развития профессионализма в конкретных видах трудовой деятельности (обычно это утрачивающие свое значение или, наоборот, только возникающие профессиональные ниши, где профессионализация затруднена по причинам, соответственно, потери и пока еще несформированности нормативно-компетентностной базы).

Профессионализм в целом, как обобщенная категория, характеризующая особенности трудовой деятельности и пригодности к ней, до сих пор не стал предметом специального систематического социологического анализа, хотя его всестороннее изучение как важного и знакового для современной эпохи социокультурного феномена является предпосылкой и необходимым условием практического решения проблем, связанных с разработкой и реализацией программ развития российского общества, прогнозирования и проектирования его социальной динамики. Разработка теоретических и практических основ профессиональной деятельности муниципальных служащих дополнительно усложнена тем, что вопросы профессионализма в сфере муниципального управления и его нравственных оснований не получили должного внимания в социологии управления -- соответствующие исследования обычно проводятся с опорой на менеджералистские подходы, которые существенно искажают логику функционирования муниципальной службы как, прежде всего, социально-правового института.

Именно поэтому вопросы культуры и этики на муниципальной службе являются актуальными и своевременными.

Целью работы выступает изучение этики и культура муниципального служащего.

Исходя из поставленной цели и темы работы, возникают следующие задачи:

- сформулировать исторические и теоретические аспекты этики и культуры;

- определить черты и особенности этики и культура муниципального служащего;

- рассмотреть профессиональные этические кодексы;

- дать краткую характеристику администрации;

- рассмотреть профессионально-этический уровень государственных служащих администрации;

- сформулировать предложения по повышению этической культуры муниципальных служащих администрации.

Соответственно, объектом исследования выступает профессиональная деятельность муниципальных служащих. Предметом -- морально-этические и ценностно-нормативные элементы профессионализма муниципальных служащих.

Теоретико-методологический базис работы составили принципы научной объективности, позволяющей рассмотреть обозначенные в предмете диссертации аспекты как комплексную систему, анализируя эмпирические факты, статистические данные и теоретические концепты в их совокупности и взаимосвязи; и методы системно-структурного анализа.