Этика и культура муниципального служащего

курсовая работа

Выводы к главе 1

Важнейшей характеристикой развития личности, обеспечивающей ее способность к продуктивному, творчески-созидательному труду, является профессионализм как соответствие знаний, умений, навыков и, что принципиально важно, ценностно-нормативной системы человека уровню общественных ожиданий от его профессии. Профессионализм зарождается с возникновением и институционализацией профессиональной дифференциации труда, и на ранних стадиях своего развития формируется, прежде всего, знаниево-умельческими элементами работы; в современном обществе основой профессионализма, наряду с соответствующими знаниями, умениями и навыками, становятся ценностно-нормативные, этические приоритеты личности, позволяющие ей выбирать оптимальные форматы выполнения своих профессиональных обязанностей.

В связи с этим эффективность работы муниципальных служащих определяется не только их профессиональными знаниями и практическим опытом, но и соблюдением определенных этических норм (честности, бескорыстности, независимости, неподкупности, искренней заинтересованности в решении проблем местных сообществ и в реализации инициатив граждан и др.), которые находят свое частичное или полное выражение как в отдельных кодифицированных документах, так и в устойчивых стереотипах муниципальных служащих в отношении необходимых им в работе личностных нравственных качеств. Обладание таковыми будет способствовать повышению управленческой культуры муниципальной службы, росту доверия населения к институту местного самоуправления и представителям иных уровней и ветвей российской властной иерархии.

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРНО-ЭТИЧЕСКОГО УРОВНЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ДЕДИНОВСКОЕ ЛУХОВИЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Краткая характеристика администрации

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями дополнениями), в результате объединения двух административных территорий: Ловецкой сельской администрации было образовано муниципальное образование: сельское поселение Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области. Границы территории сельского поселения установлены законом Московской области от 21 декабря 2004 года № 180/2004-03 «О статусе и границах Луховицкого муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований».

В настоящее время в соответствии с Постановлением Губернатора Московской области от 28.09.2010 № 123-ПГ «Об учетных данных административно-территориальных и территориальных единиц Московской области» и Уставом сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области (далее по тексту - Устав) в границе сельского поселения Дединовское находятся следующие населенные пункты: село Дединово, село Любичи, село Ловцы, поселок отделения совхоза «Дединово», деревни: Лисьи Норы, Гольный Бугор, Лесное, Ловецкие Борки, Ольшаны.

Структуру администрации сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области можно представить в виде схемы, приведенной на (рис. 2.1).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 2.1 Структура администрации сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области

Возглавляет администрацию сельского поселения Дединовское Глава сельского поселения Дединовское Жидков А.В. Глава сельского поселения Дединовское является высшим должностным лицом сельского поселения. Избирается гражданами, проживающими на территории сельского поселения и обладающими избирательным правом, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

Следующим звеном является заместитель Главы администрации сельского поселения - Давыдова Н.В., а затем происходит деление на отделы в соответствии с определенными функциональными направлениями деятельности, каждый из которых имеет свои чётко определенные, конкретные задачи и обязанности.

При этом управление осуществляется на основе единоначалия и соподчиненности нижестоящего уровня вышестоящему уровню. Отделы состоят из руководителей, осуществляющих координацию их деятельности и специалистов, непосредственно занимающихся работой в отделах (работа с документами, составление дел, прием граждан, и др.).

Постановлением главы сельского поселения Дединовское четко распределены полномочия между отделами, на основании данных положений начальники отделов разработали должностные инструкции для каждого специалиста, в которых с целью урегулирования конфликтов прописаны все обязанности, права, ответственность и квалификационные требования муниципального служащего.

Проанализировав структуру администрации и нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу можно отметить, что тип организационной структуры администрации относится к линейно-функциональному типу. Данный тип организационной структуры имеет как свои плюсы, так и минусы. Плюсы заключаются в том, что в соответствии постановлением и должностными инструкциями четко распределены обязанности между сотрудниками администрации, а в реальности не всегда достаточно четко и точно определена ответственность за принимаемые решения, что влечет за собой конфликты между сотрудниками.

Работа по кадрам в администрации сельского поселения Дединовское возложена на заместителя Главы администрации сельского поселения.

На 2012 г. численность сотрудников согласно штатного расписания составляет 13 человек, из них:

- высшее образование имеет - 7 человек, что составляет 53,85 %;

- среднее специальное - 6 человек, что составляет 46,15 %.

Характеристика кадрового состава по возрасту выглядит следующим образом (табл. 2.1):

Таблица 2.1

Кадровый состав Администрации по возрасту на 2012 г.

Возраст

Человек

До 30 лет

2

От 30 до 39 лет

4

От 40 до 49 лет

4

От 50 до 59 лет

3

Преобладающее число работников Администрации женщины, так как из 13 сотрудников, 12 из них женщины и 1 мужчина (рис. 2.2).

Рис. 2.2 Количественный состав работников Администрации

По должностям муниципальной службы кадровый состав администрации можно охарактеризовать по следующим группам (табл. 2.2):

Таблица 2.2

Кадровый состав Администрации по должностям на 2012 г.

Должность

Сотрудники

Высшие должности муниципальной службы

5

Главные должности муниципальной службы

1

Ведущие должности муниципальной службы

1

Старшие должности муниципальной службы

4

Отметим, 2 сотрудника занимают должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы.

2.2 Профессионально-этический уровень государственных служащих администрации

Для определения профессионально-этического уровня государственных служащих администрации был проведен опрос посетителей.

Респонденты более высоко оценивают уровень профессионализма высшего руководящего состава гражданской службы. Однако преимущественная оценка профессионализма всех звеньев управления -- средняя. Кроме того, более четверти опрошенных оценили профессионализм нижнего звена управления как низкий, что, конечно же, требует принятия соответствующих мер (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Уровень руководства и уровень профессионализма госслужащих, %

Уровень руководства

Уровень профессионализма

низкий

средний

высокий

Высший руководящий состав

15,1

63,0

21,9

Среднее звено управления

14,0

70,9

15,1

Нижнее (линейное) звено управления

27,5

66,1

6,4

В ходе исследования были выявлены и специфические причины, негативно влияющие на профессионализм кадров Администрации. Их можно представить в виде трёх групп:

- Недостаточный уровень профессиональной составляющей в кадровой политике и практике управления персоналом. В эту группу входят: субъективизм в выдвижении кадров (45,9%); отсутствие связи между карьерным продвижением и уровнем профессионализма (42,2%); отсутствие стимулов к реальному повышению профессионализма (30,6%) и к карьерному росту (17,3%); несоответствие уровня образования и требованиям занимаемой должности (29,9%).

- Низкая эффективность системы профессионального образования. В эту группу входят: неоправданно большая численность вузов, качество подготовки в которых не контролируется государством (43,7%); низкая оплата труда преподавательского состава в государственных вузах (30,9%).

- Распространение негативных процессов в обществе и в состоянии общественного мнения. Эту группу негативных причин образуют: терпимое отношение к проявлениям непрофессионализма (25,0%); падение престижа профессионального образования (17,3%); снижение спроса на специалистов высокой квалификации (9,6%).

Помимо профессионализма, социологическому изучению подвергся весь комплекс качеств, которыми должен обладать государственный служащий. На ноябрь 2012 г. степень развитости названных качеств у представителей различных должностей государственных чиновников оценивали следующим образом (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Степень развитости комплекса качеств, которыми должен обладать государственный служащий

Для руководителей:

Доля

Профессиональные знания, навыки, опыт

56,1%

Деловые качества

48,5%

Личностные качества

34,8%

Нравственные качества

19,7%

Для помощников

Профессиональные знания, навыки, опыт

65,5%

Деловые качества

37,9%

Личностные качества

31,0%

Нравственные качества

12,1%

Для специалистов

Профессиональные знания, навыки, опыт

66,7%

Деловые качества

35,1%

Личностные качества

28,1%

Нравственные качества

26,3%

Для обеспечивающих специалистов

Профессиональные знания, навыки, опыт

61,1%

Деловые качества

35,2%

Личностные качества

33,3%

Нравственные качества

29,6%

За исключением (по понятным причинам) категории «помощники», развитие профессиональных знаний, навыков и опыта в комплексе у представителей рассматриваемых должностей государственных чиновников опрашиваемые оценили весьма высоко.

Наибольших значений эти оценки достигают у специалистов и обеспечивающих специалистов, однако деловые качества в наибольшей степени, по их мнению, развиты у помощников и руководителей. Нравственные качества (по сути, главные качества для людей, основным занятием которых является служение обществу) практически у всех представителей рассматриваемых должностей государственных служащих занимают последнее место. Самые низкие рейтинговые значения они имеют у помощников (12,1%) и руководителей (19,7%), самые высокие -- у обеспечивающих специалистов (29,6%) и специалистов (26,3%).

Именно невысокий профессионализм и низкий уровень нравственных качеств кадрового состава Администрации в значительной степени предопределяют преимущественно негативный имидж государственного служащего в массовом сознании населения.

Так, в январе 2013 г. госслужащие ответили на вопрос: «Каков, по Вашему мнению, имидж государственного служащего у населения?» следующим образом (рис. 2.3).

Рис. 2.3 Имидж государственного служащего у населения

Нетерпимость этой ситуации сами госслужащие вполне отчётливо осознают: 91,8% из них настаивают на том, что необходимо целенаправленно прилагать дополнительные усилия для повышения имиджа государственных служащих в сознании населения.

2.3 Предложения по повышению этической культуры муниципальных служащих администрации

Гражданин Российской Федерации при вступлении на должность муниципальной службы принимает на себя обязательства следовать в своей общественной и личной жизни этическим стандартам и принципам [11, c.24].

Интересы общества, отечества и муниципального образования являются высшим критерием и конечной целью профессиональной деятельности муниципального служащего. При этом моральный, гражданский и профессиональный долг муниципального служащего - руководствоваться интересами населения, придавать им первостепенное значение и отстаивать их в процессе принятия и осуществления решений [25, c. 7].

Организации предпринимают разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам в отношении администрации сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области модно отнести следующие:

1) разработка этических нормативов,

2) разработка этических правил,

3) создание комитетов по этике, обучение этичному поведению.

1) Этические нормативы, этические правила описывают систему общих ценностей и правила этики, которых, по мнению администрации сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области, должны придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этической атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решений. Администрации сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области необходимо принять Правила служебной этики муниципальных служащих. Как правило, во многих муниципальных образованиях России указанные Правила отсутствуют [17, c. 185].

2) Этические правила муниципального служащего включаются в Свод этических правил муниципального служащего, который является системой моральных обязательств и требований, основанных на общепризнанных этических стандартах и принципах. При этом Свод этических правил муниципального служащего желательно включить в Устав администрации сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области, либо принять в виде иного муниципального правового акта. Свод этических правил муниципального служащего призван содействовать укреплению авторитета муниципальной службы; обеспечить единую нравственно- правовую основу для эффективных действий всех институтов власти; противодействовать падению этической культуры в обществе.

3) Некоторые организации создают постоянные комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов - руководители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалистов по этике, так называемого адвоката по этике. Роль такого адвоката - выработка суждений по этическим вопросам, связанным с деятельностью организации, а также выполнение функции «социальной совести» организации. При этом полагаю необходимым вышеуказанный опыт создания Комитетов по этике, а также адвоката по этике применить и на уровне администрации сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области [24, c. 131].

Еще один подход, используемый организациями для повышения показателей этичности поведения, - обучение этичному поведению руководителей и работников. При этом работников знакомят с этикой управления и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Встраивание этики как предмета в курсы обучения на университетском уровне является еще одной формой обучения этичному поведению, благодаря чему обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы [25, c. 8].

Делись добром ;)