Этика любви в древней Греции и в наши дни

контрольная работа

2.3 Трагический тон в греческом мировоззрении

Осознание подвластности безлично-космическому началу вносит трагический тон в греческое мировоззрение. Этому соответствует трагическая любовь. Она получает выражение в драмах Эсхила, Софокла, Еврипида. Отношение к любви здесь особое, не имевшее впоследствии места в истории культуры. Любовь как чувство почти не проглядывает, хотя все действие обусловлено ею. И это не удивительно, ибо трагедия еще насквозь мифологична, соотношение мира и человека имеет в ней преимущественно не психический, а космологический характер. Герой, представленный трагедией, есть человек эпохи мифологии, особенность которого -- пластически-зримое тело, включенное в баланс природы, или судьбы. В трагедии действуют герои, олицетворяющие родовые интересы и любовный конфликт вырастает преимущественно на почве не переживания, а борьбы отцовского и материнского права (миф об Оресте), запрета на кровосмешение (миф об Эдипе). Родовые интересы принимают форму внешней силы, судьбы. Герои оказываются в полной зависимости от судьбы, роковым образом посылающей им любовь, вовлекающую в преступления, беды, кровосмесительные связи.

О внутренней рефлексии по отношению к судьбе, поступкам, любви нет ни слова. В этом смысле отношение греков к судьбе и любовному конфликту, причиной которого она, оказывается, отчасти совпадает с отношением к естественно-природной необходимости. Например, у Эсхила и Софокла совершенно незыблема вера в справедливость, в совершенство божественного управления миром или в неизбежность расплаты за преступное деяние, нарушившее внешнюю норму. Правда, уже Эврипид не столь убежден в справедливости божественной воли - необходимость тех связей, в которые вовлекается герой, ставится под сомнение, ведь судьба - злой рок. Но и его герои не отвечают перед собой за свои чувства. Чувства остаются внешними им, как бы навязанными судьбой, а потому не вызывают ни внутреннего протеста, ни внутреннего переживания. Любовь античных героев остается страстью -- чужой, внеличной, слепой и холодной, влекущей к роковому концу и не вызывающей у них самих сострадания. Нет любовного общения личности с личностью, но общение человека с судьбой. Космический закон судьбы делает человека своим орудием.

Мотив судьбы, предопределяющий любую удачу мужа - ибо только для мужчины в мире греков существует власть, слава, удача -- к закату.

С возникновением патриархата в Греции наблюдается пренебрежение к женщине. Дружба между мужчинами выдвигается в противовес общению с женщиной. Любовь часто носит принципиально гомосексуальный характер, принимая различные формы: товарищество воинов, отношения наставника и ученика, интимная дружба мужчины с юношей. В мифах периода патриархата, в поэзии и философии мы встречаемся с любовью гомосексуальной.

Делись добром ;)