Этика любви в древней Греции и в наши дни

контрольная работа

2.5 Эпоха иллинизма

Новое понимание любви и выявление в ней человеческих, внекосмологических черт связано с эпохой эллинизма (с IV века до н.э.).

В новом свете любовь представляется не как космологический принцип взаимосвязи, а как человеческое чувство, человеческая страсть, имеющая, правда, много природного.

Теперь описываются различные переживания героя, и меняется отношение к женщине. Женщина наделяется нравственными достоинствами и умом, владеет ораторским искусством не хуже мужчины, как, например, Хариклея, Тарсия из романа об Аполонии Тирском. Мужчины преклоняются перед красотой женщины. Подчеркивается также принципиально иной характер отношения просвещенного мужчины к женщине, которую он страстно желает.

Вместе с тем психические переживания еще слабо выражены, внутренний человек для писателей закрыт. Любовь -- это скорее психологически окрашенный эротизм героев, главную роль в любви играет прекрасная внешность.

Впервые в греческой литературе появляется мотив верности в любви, становится стержневым и проводится идея об облагораживающей силе любви (Ахилл Татий). Одновременно здесь отражаются и черты общественного упадка; о нем свидетельствует и сатирическая манера изложения любовной коллизии (Татий, Апулей, Петроний), и характеры героев: зачастую они не отличаются высокими моральными качествами, искушены в любовных делах -- типичные представители богатой молодежи того времени.

Любимая женщина оказывается единственной, неповторимой, способной дать полную радость, боль и страдания. Любовь становится сложным, многогранным чувством. Спектр любовного отношения богат: от обожания до скоропреходящей ненависти, от нежности до бесконечных мучений. Появляется мотив безумной ревности и желание, чтобы любовь длилась вечно.

2.6 Краткие итоги

Для древних греков любовь была вписана в порядок мироздания, судьбы, как был вписан туда человек. Любовь -- это универсальная космическая связь, пролагающая себе дорогу для всеобщего соединения, творчества. Это томление, которое не задается вопросом, прекрасно ли и нравственно ли оно, но является таковым для грека в силу природной целесообразности и совершенства. Любви как чувства, как переживания почти нет. Есть всепоглощающая сила порыва, экстаза, вселенского тяготения. Она неотделима от самого себя свершающего бытия и не предполагает осознания чего-либо за ней. Свершая себя с человеком, любовь остается вне него; она внеличностна, иногда страшна, часто прекрасна, сулит то радость, то страдание, но всегда подчиняет себе. Любовь пластическителесна, как сам космос, чувственно-целостна; это -- вселенская, а не просто человеческая страсть. Есть бытие и в нем связь всего -- так обозначает себя любовь в сознании древнего грека.

Другая линия античного понимания любви выделила в ней, согласно бытию Идей и бытию вещей, две стороны. Одна сторона любви -- томление по земному, телесному. Другая -- томление по совершенству, которого на земле нет. Это - любовь к идее, благу, к божественному. Разделение любви на духовную, совершенную и телесную, несовершенную таит возможность аскезы, отказа от телесной любви как греховной ради любви к божественному, к благу, что станет основой христианской морали в средние века. С эпохи эллинизма общественная мысль обращается к частной жизни, к быту. Поздний греческий роман и римская любовная поэзия, отражая культурную жизнь того периода, представляет любовь как особое эротическое чувство, предполагающее сложный душевный мир. Это понимание оказало большое внимание на развитие средневекового куртуазного романа.

Делись добром ;)