logo
Этикет служебных отношений мужчины и женщины

1.3 Поведение мужчины в деловой среде

Мнение о том, что мужчина в деле более эффективен, нежели женщина, является довольно распространенным, причем придерживаются его не только мужчины, но и женщины. Аргументы в поддержку данной позиции называются следующие:

· мужчина имеет более логичное и дисциплинированное мышление, нежели женщина;

· мужчина строит деловые отношения на основе объективных критериев (полезности, сотрудничества, необходимости), а женщина -- на основе субъективных критериев (симпатии, интуиции, настроения);

· мужчина имеет более высокую стрессоустойчивость, нежели женщина, способен сохранять самообладание и принимать решения в напряженных, неопределенных и опасных ситуациях;

· мужчина имеет большую эмоциональную и физическую выносливость, нежели женщина, может более длительное время эффективно работать;

· мужчина имеет значительно больше времени, которое он может посвятить работе и карьере, нежели женщина, поскольку он не отвлекается на длительный срок в связи с материнством и семейными обязанностями.

Особенно критично оцениваются такие черты женского характера, как эмоциональная неустойчивость, субъективность в оценке и непрогнозируемостъ поведения, а в отношении женщин-руководителей -- склонность либо к гиперопекающему, материнскому стилю управления, либо к излишне авторитарному, жесткому стилю, направленному на подавление и тотальный контроль за деятельностью подчиненных.

Следует заметить, что позиция, согласно которой мужчина в работе оценивается как более эффективный, нежели женщина, разделяется и многими мужчинами-психологами. Например, анализируя проблему эффективности управленческого труда, Р.Л. Кричевский приводит такие факты наблюдений, отраженные в зарубежной литературе:

· наличие у мужчин лидерского потенциала и его отсутствие у женщин;

· проявление у мужчин большей активности, амбициозности и стремления к доминированию, нежели у женщин.

Руководитель-женщина становиться непростым условием работы для большинства мужчин. Некоторые характерные особенности мужской речи являются настолько неприемлемыми для женщин, что мужчины теряют шанс быть выслушанными, несмотря на то, что им есть что сказать. Это не просто теоретическое умозаключение. Женщины в сегодняшнем обществе начинают конкурировать с мужчинами на рабочих и руководящих должностях, и поэтому мужчинам приходится менять свой стиль общения, чтобы приспособиться к женщинам. Каждый человек в большей или меньшей степени воспринимает существующие различия между мужчиной и женщиной. Все меньше остается тех, кто совсем не признает (или не осознает) этих различий, они все же являются реальностью, потому что переговоры приходится вести и с мужчинами, и с женщинами, а они ведут себя по-разному. Следующие пункты содержат четыре очень важных момента, которые должны учитывать мужчины при общении с женщинами.

Правило первое: уважай партнера и сохраняй собственное достоинство

При деловых контактах, мужчины должны дать почувствовать женщине уважение к ней, как партнеру по бизнесу. Сомнение в способности женщины вести дела на высоком уровне может обернуться для мужчины плачевно. Женщины иногда любят поговорить "о своем, о женском". Если вам случится оказаться при таком разговоре, не пытайтесь подлаживаться под его тон, не касайтесь женских тем, не злоупотребляйте уменьшительными словечками. Женщинам это можно простить. Для мужчины разговаривать в таком духе совершенно недопустимо. Оставьте это для дома и для семейных отношений.

Правило второе: обсудите, принимая решение

Обсуждение вслух хода своих мыслей для мужчины нетипично. Для них традиционной манерой является "молчаливое размышление". Перед тем как мужчина выскажет свое суждение о предмете, оно должно полностью сформироваться у него в голове. Однако женщине важно создать с партнером совместное суждение. Ей недостаточно готового решения. Важен процесс коммуникации с партнером и уверенность в идентичности мнения. В противном случае суждение может быть ею просто отвергнуто. Молчание будет расценено как равнодушие, невнимание к ее словам и недооценка ее мнения. Она может полностью утратить интерес к беседе из-за отсутствия обратной связи или почувствовать обиду.

Правило третье: поделитесь чем-то личным

Не воспринимайте это как призыв к ухаживанию или флирту. Речь идет совсем не об этом. Женщина ценит неформальные отношения, даже если она сидит напротив, за столом переговоров. Поделитесь информацией о своей семье, о доме, о простых человеческих проблемах. Не надо бояться показаться в несколько другом свете. Вероятно, некоторым мужчинам это вначале покажется странным. Начните с рассказа о том, как провели выходные. Припомните технику легкого разговора с тренинга коммуникативных навыков. Даже если тема не имеет отношения к предмету переговоров, вы установите с женщиной - партнером более доверительный контакт.

Правило четвертое: избегайте демонстрировать эмоции

Повышенный тон, ругань и несдержанность разрушительно действуют на любые переговоры. Такое поведение подрывает уважение к мужчине в бизнесе, т.к. может быть расценено как инфантилизм (незрелость) или плохое воспитание, незнание правил этикета. По своей природе мужчины довольно сдержанны и из всех эмоций наиболее ярко у них проявляется гнев. Все же многие из них считают повышенный тон допустимым даже в деловых отношениях. Действительно, последние исследования показывают, что мужчины чаще допускают на работе резкие выражения и ненормативную лексику.

Ваша работа -- это первое место, где вы должны научиться контролировать свои эмоции. Мужчина, давший волю нервам и языку, уже не вызывает никакого сочувствия или доверия. Так же, как и у плачущей женщины, его поведение свидетельствует о том, что он потерял контроль над собой и ситуацией. Кроме того, его поведение вызывает протест и возмущение у окружающих. Все (и не только женщины) чувствуют, что мужчина, теряющий контроль над собой, проявляет слабость, и им можно легко управлять.

Если на переговорах вы чувствуете, что вот-вот сорветесь, извинитесь и выйдите. Успокойтесь, сделайте несколько глубоких вдохов (можно 10), смочите руки холодной водой. Если есть возможность, выйдите на свежий воздух. Прохладный напиток поможет восстановить силы. Только когда почувствуете, что можете держать себя в руках, возвращайтесь к переговорам. Человек, который быстро выходит из себя, теряет свой имидж. Ни для кого не секрет, что в большинстве случаев раздражение и гнев -- верный признак страха, неуверенности и слабости. Вас все равно никто не будет стараться перекричать. Вы будете выглядеть очень по-детски.

Советы мужчинам: секреты сотрудничества с прекрасным полом

1. Не жалейте время на налаживание хороших отношений.

2. Помните о хороших манерах. Вы даже не поверите, какую пользу могут принести слова «пожалуйста» и «спасибо».

3. Делайте паузы в словах: внимательно выслушивайте мнение коллеги-женщины, не прерывайте ее.

4. Женщины принимают все близко к сердцу, и если вы еще не поняли этого в школе, пора, наконец, становится взрослым мужчиной. То, что для вас просто выражение мнения, для женщины может показаться грубым и жестоким. Будьте мягче.

5. Уважайте способности ваших коллег. Большинство женщин ответственно относятся к исполнению своих обязанностей, и им приятно, когда их усердия уважают и ценят.

6. Не называйте женщин на работе «дорогая», «милая», «лапочка», и т.д. Это нарушает деловую атмосферу и может быть неоднозначно воспринято.

7. Держите себя в руках. Женщины теряются, когда на них начинают орать.

8. Внимательно слушайте женщину-собеседника: поддерживайте зрительный контакт, следите за нитью разговора и проявляйте свое участие кивком головы, не скупитесь на вербальную поддержку.

9. Женщины уделяют большое внимание деталям, в результате чего нередко отклоняются от изначальной темы дискуссии. Если вам нужно вернуть увлекшуюся даму к основному руслу разговора, сделайте это мягко.

Вывод: мужчины в бизнесе находятся дольше, чем женщины. Также они чаще занимают руководящие посты, поэтому они должны с понимание относиться к женщинам-партнерам по бизнесу и к женщинам-подчиненным. Мужчины по своей природе сильней и должны с уважением и заботой относиться к женщинам как дома, так и на рабочем месте.

Вывод: мужчины и женщины должны учиться друг у друга. Следует уважать особенности каждого и менять свой стиль поведения, чтобы прийти к лучшему взаимопониманию. Вы можете считать себя лучшим в мире бизнесменом, но если вас не принимают всерьез, то ваши слова не имеют никакого значения. Очень многих проблем и недопонимания на рабочем месте можно избежать, если осознавать базовые модели поведения мужчин и женщин. Это важно как при взаимодействии с коллегами, так и в цепочке «начальник-подчиненный», ведь мотивации мужчин и женщин различны, а значит ими нужно по-разному управлять, предлагать карьерные возможности, интересные каждой группе. Доказано, что в коллективе, где есть и мужчины, и женщины, работа идет эффективней и результаты выше. Поэтому вместо того, чтобы раздражаться на гендерные особенности своих коллег, лучше использовать на благо общего дела преимущества каждого.