Этические взгляды эпикурейцев

контрольная работа

2.2 Этические учения Филодема

Одним из выдающихся последователей Эпикура был Филодем из Гадары (40 или 35 г. до н. э.), он являлся одним из руководителей позднего сада Эпикура.

Этические учения Филодема свидетельствуют о том, что вопреки традиционному мнению о наличии догматизма в эпикуризме этические учения эпикурейцев развивались.

Трактат Филодема «О прямодушии» представляет собой изложение лекций Зенона из Сидона ученика афинского эпикурейца Аполлодора. Главная идея этого трактата заключалась в эпикурейском принципе о необходимости врачевания болезней души философией.

Филодем развивает воззрения своего учителя Эпикура и рассуждает о психотерапевтической практике применяемой в эпикурейских общинах для формирования спокойного состояния духа, или атараксии. Подобно тому как для лечения телесных болезней необходимо подобрать правильное лекарство, необходимо найти правильное воздействие на болезни души. Прямодушие, или откровенность, отсутствие лицемерия, по мнению Филодема - это средство лечения моральных пороков.

Филодем писал, что, подобно тому, как опытный врач выбирает лекарство, руководствуясь обнаруженными симптомами заболевания, опытный целитель душ применяет свою методику, руководствуясь особенностями психологии слушателя.

Так же как врач, терапевт души может преуспеть в лечении, а может потерять больного, так как некоторые пациенты не выносят откровенности. В ряде случаев, пишет Филодем, следует скрывать от пациента перспективы его лечения Шахнович М.М. Эпикуризм и христианство в философском и теологическом дискурсе эллинистической эпохи // Вопросы философии, 2010. № 5. С. 18. .

Трактат построен по характерному принципу: Филодем задает вопросы и сам же на них отвечает. Почему люди принимают откровенные речи легче из уст того, кого они почитают умнее себя, или из уст того, кому они подчиняются? Почему женщины легче реагируют на откровенность, чем мужчины? Почему старики более восприимчивы, чем молодые? Филодем указывает, кому, каким образом легче донести эпикурейскую мудрость.

Филодем разделяет тех, кто получает лечение или воздействие, и тех, кто осуществляет его (руководителей общины). На основании этого возникло несколько теорий социальной стратификации внутри эпикурейской школы.

В трактате «О гневе» Филодем развивает идеи Зенона в учении о воспитании эпикурейского мудреца. Филодем определяет свою позицию в споре перипатетиков и стоиков о природе человеческих эмоций, и прежде всего гнева. Филодем развивает идею Эпикура о том, что мудрец не может испытывать сильный гнев, а может иметь лишь легкий гнев, в то время как боги не испытывают гнева вообще.

Делись добром ;)