Этические взгляды эпикурейцев

контрольная работа

Заключение

Таким образом, этика Эпикура покоится на положении, что для человека первое и прирожденное благо, начало и конец счастливой жизни, есть удовольствие. При этом проповедуемые Эпикуром и эпикурейцами удовольствия отличаются чрезвычайно благородным, спокойным, уравновешенным и часто созерцательным характером. Стремление к удовольствию является исходным принципом выбора или избежания.

Эпикурейцы исходным моментом счастья считали, во-первых, отсутствие страданий, во-вторых, наличие чистой совести, не отягощенной безнравственными поступками, и, в-третьих, хорошее здоровье. Удовлетворенность жизнью, при этом и наслаждение ею неразрывно связывались с процессами освоения духовно-нравственных ценностей прошлого и настоящего и необходимостью войти в культурное пространство современности.

Эпикурейцы высоко ценили радость общения людей с природой, при этом они демонстрировали в своих текстах возможности гармонизации повседневных отношений человека и с природой, и с культурой. Для эпикурейцев оптимальным был нравственно-творческий аспект повседневной связи человека с культурой как второй природой, как способом адаптации к действительности, как той символической вселенной, в которой человек мог выразить свое ощущение счастья жить на этой земле и быть любимым. Именно поэтому от времени, в котором жили Эпикур, Лукреций, и др. эпикурейские мотивы дошли до наших дней, оказавшись созвучными последующим поколениям, и находят отражение в творчестве многих выдающихся деятелей культуры,

Этика Эпикура - это этика свободы. Эпикур всю свою жизнь провел в борьбе против этических учений, не совместимых с понятием о свободе человека. Это поставило Эпикура и всю его школу в состояние постоянной борьбы со школой стоиков, несмотря на ряд общих для этих двух материалистических школ понятий и учений.

Учение Эпикура было последней великой материалистической школой древнегреческой философии. Ее авторитет - теоретический и нравственный - - был велик. Поздняя античность высоко почитала строй мыслей, характер и строгий, воздержанный, граничащий с аскетизмом образ жизни и поведения Эпикура. На них не могла бросить тень даже резкая и непримиримо враждебная полемика, которую против учения Эпикура всегда вели стоики. Эпикуреизм стоял непоколебимо под градом их нападений, а его учения строго сохранялись в их первоначальном содержании. Это была одна из самых ортодоксальных материалистических школ античности.

Литература

1. Асмус В.Ф. Античная философия. Учебное пособие. - М.: Норма, 2005. - 446с.

2. Голубева Г.А. Этика. Учебник. - М.: Экзамен, 2007. - 320с.

3. История этических учений. Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2003. - 911с.

4. Материалисты древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура/АН СССР, Ин-т философии; Общ. ред. и вступ. статья М.А. Дынника. - М.: Госполитиздат, 1955. - 239с.

5. Скирбек Г. История философии: Учебное пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. -715 с.

6. Этика. Учебник для вузов / Под ред. Скворцова А.А. - М.: Юрайт, 2011. - 306с.

7. Этика. Учебник для вузов/ Под ред. Разина А.В. - М.: Академический проект, 2006. - 624с.

8. Шахнович М.М. Эпикуризм и христианство в философском и теологическом дискурсе эллинистической эпохи // Вопросы философии, 2010. № 5.

Делись добром ;)