Этические учения Древнего Рима

контрольная работа

2. Основные проблемы и типы этических учений

Эпоха эллинизма дала миру два наиболее развитых этических учения: эпикуреизм и стоицизм.

Создателем эпикурейской этики является древнегре-ческий философ Эпикур (371-270 гг. до н.э.). Он опре-деляет счастье как отсутствие телесных страданий и душевных тревог. Соответственно основная цель этики - помочь человеку избавиться от страданий или хотя бы облегчить их. Он отмечает, например, что счастью тож-дественно не просто удовольствие, а удовольствие бла-горазумное. Он рекомендует не предаваться любым удо-вольствиям без разбора, а предпочитать духовные, соблю-дать меру, иначе страданий не миновать.

Добродетель - средство, необходимое для достиже-ния счастья. Главная добродетель - мудрость - пред-полагает занятия философией. Благодаря философии че-ловек освобождается от негативных ощущений (страхов), наиболее сильными из которых являются следующие: страх перед судьбой (необходимостью), страх перед бога-ми, страх перед смертью.

Достижение наслаждения, по Эпикуру, и есть счас-тье. Добродетель нужна не сама по себе, а только пото-му, что она способствует достижению наслаждения. Эпи-кур подчеркивает решающую роль в достижении блажен-ства знания, мудрости. Мудрость человека состоит в спо-собности управлять своими ощущениями. В связи с этим Эпикур разделяет желания человека на три группы: ес-тественные и необходимые, естественные, но не необ-ходимые, и неестественные и не необходимые. Именно удовлетворение первых является необходимым услови-ям счастья, не требуя от человека чрезмерных усилий и душевного напряжения. Это простейшие желания: не го-лодать, не жаждать, не мерзнуть, иметь крышу над го-ловой и не лишаться этого в будущем. Вторую и третью группы образуют такие желания, удовлетворение кото-рых не является обязательным, и отказ от них не связан с непреодолимыми страданиями. Вторую группу образуют излишества, третью -- пороки.

Эпикур учит разумному подходу к наслаждениям, ибо многие из них, в конечном счете, могут привести к страданиям. Критерием выбора и предпочтения должны быть, разум и польза человека, показывающие, что человек не должен идти против природы, а должен ей повиновать-ся - «необходимые желания исполнять, а вредные подав-лять».

Благоразумие и мудрость - таковы основные доб-родетели в этике Эпикура. Именно мудрость учит необхо-димости разумного ограничения своих желаний. Не следу-ет желать слишком многого или невозможного: для сча-стья достаточно совсем немногого - удовлетворения насущных потребностей. Мудрость и благоразумие указы-вают человеку пути и способы обретения счастья, усло-вия добродетельной жизни, раскрывают смысл жизни.

Высшая форма блаженства, по Эпикуру, это состоя-ние полного душевного покоя, невозмутимости, отрешен-ности от всех проблем мира - атараксия. Таким обра-зом, идеал мудреца в эпикурействе родственен буддийс-кому идеалу.

Стоицизм также подчеркивал практическую, нрав-ственную направленность философии, призванную, по их мнению, научить человека жить «сообразно природе».

Мир, согласно стоикам, представляет собой опреде-ленный божественный порядок. События, происходящие по необходимости, являются одновременно и осуществ-лением высшей разумной цели. Человек должен развить свой разум до состояния сходства с мировым разумом, что позволяет ему увидеть в кажущемся хаосе явлений высший и благой замысел. Поняв этот замысел, человек должен беспрекословно, жертвенно следовать ему.

По мнению стоиков, истинная этика - это этика дол-га. Традиционное представление античности о счастье трансформируется в подчинение нравственному требова-нию. Наиболее явно такая тенденция выражается в идее самоценности добродетели - добродетель и есть истин-ное счастье. Наградой за нравственное поведение являются не материальные блага, удовольствия, почести или власть, но самоуважение и самодостаточность.

С точки зрения стоиков, человек находится в зависи-мости не только от внешнего хода событий, на него ока-зывают свое негативное воздействие психологические пе-реживания - страсти, страх, печаль, вожделения как тяга к удовольствиям и т.д. Ради полной свободы человек дол-жен искоренить в себе страсти. Основная цель жизни мудреца - выработать абсолютную невозмутимость духа. Таким образом, в центре этического учения стоял муд-рец, способный жить сообразно с природой, свободный от аффектов, хладнокровно и стойко встречающий свою судьбу.

Этические идеи стоицизма оказали большое влияние на последующее развитие этической мысли. Стоический идеал мудреца как духовно свободного человека, безро-потно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои стра-сти и привыкшего к страданиям, был полностью воспри-нят христианством.

Делись добром ;)