Аспекты профессионального общения сотрудников органов внутренних дел

лекция

Вопрос 3. Виды общения

На практике принято различать официальное и неофициальное общение. Примером официального общения является телефонный разговор оперативного работника и следователя по поводу качества расследования конкретного уголовного дела, доклад начальнику о проделанной за отчетный период работе, выступление на оперативном совещании и т.д. Особенностью официального общения является строгий, документальный, деловой язык, тематика такого общения обычно ограничена рамками служебных задач. Это в какой-то мере стандартизованное, втиснутое в правовые рамки общение, которое при отсутствии деловитости со временем может привести к формализму и потере интереса к предмету общения. Чтобы этого не произошло, следует прибегать к неформальному общению, которое чаще используется в неофициальной обстановке. Конечно, и в неофициальном общении может преобладать служебная тематика, но лучше этого избегать. Неофициальное общение тем и ценно, что позволяет разнообразить тематику, вызывать интерес и к теме общения, и к собеседнику, способствовать расширению общего и профессионального кругозора. Умение общаться в неофициальной обстановке - важный компонент культуры работника милиции.

Различают следующие виды общения:

* официальное - неофициальное;

* контактное (здесь, сейчас) и дистантное (там, потом);

* непосредственное (лицом к лицу) и опосредованное (через средства массовой коммуникации);

* устное и письменное;

* диалогическое и монологическое;

* межличностное и массовое;

* частное и официальное (документы, деловые переговоры). Общение имеет управляемый и регулируемый характер, оно обладает побудительной силой, согласует или разъединяет усилия людей, вдохновляет или парализует, успокаивает или возбуждает, вызывает восторг, ликование или повергает в уныние, дисциплинирует, направляет людей, либо повергает их в толпу. Многое в этом отношении зависит от умелого использования средств общения.

Общение зависит от объективных и субъективных факторов. Объективные факторы, это социально-психологические условия, обстановка, в которой происходит общение. Субъективные факторы.

* уровень подготовленности к общению (умение слушать, понимать и задавать вопросы);

* культура речи (словарный запас и владение всеми формами речи - монологической, диалогической, разъяснением, осуждением);

* умение воспринимать физический облик другого человека;

* умение владеть собой (выдержка, терпимость, раскованность, снятие мышечного напряжения);

* уровень оценки и самооценки людей (завышенная и заниженная самооценки затрудняют общение).

Сотруднику важно также владеть всеми формами речи: диалогической, в форме допроса (такая речь требует высокого уровня речевой культуры); монологической, в форме повествования; такими приемами: как убеждение, совет, разъяснение, принуждение.

Как показывают наблюдения, талант многих выдающихся следователей, оперативных работников в значительной мере обусловлен их речевой одаренностью.

Делись добром ;)