3. Синтетическая этика ф. Аквинского
Синтетическая этика Фомы Аквинского (1225—1274 гг.) опиралась на положения Аристотеля, но осмысливая ее в кон–тексте христианского вероучения. Фома тем самым попытался синтезировать мораль и религию. Стройная по своей структуре, достаточно хитроумная этика Ф. Аквинского внутренне очень противоречива, что является результатом начальной установки.
Все этические построения Фомы, по сути дела, опроверга–ют его замысел и доказывают противоположное – неосуще–ствимость гармонии религии и морали, единение которых сможет произойти только путем подчинения, но не равенства Анализ таких оснований с целью их примирения и осущест–влял Ф. Аквинский, который рассматривал проблемы этики в трудах: «Комментарии на „Никомахову этику“», «Сумма тео–логии», «Сумма против язычников».
Ф. Аквинский выделил три части этики: монастику, под ней он подразумевал обусловленность поступков человека выс–шей целью; экономику, в это понятие включались добродете–ли, которые присущи людям как частным лицам; политику как гражданское поведение людей. А в труде «Сумма теологии» мыслитель выделил три основных предмета своего философ–ского исследования. Это Бог, путь к Богу и Христос, который в качестве человека является путем к Богу. Последние два – это и есть моральное учение и учение о спасении. Они непо–средственно касаются вопросов этики, неотделимых от мета–физики, так как мораль является своего рода продолжением творения.
Ф. Аквинский в отличие от Августина Блаженного отрицал самодетерминированность воли. Он полагал, что воля извне ориентирована разумом, внешним двигателем, который сооб–щает ей спонтанность и гарантирует ее свободу. Таким разу–мом является Бог. Мораль же практически является организа–цией движения к Богу. Значимыми способностями человека становятся, таким образом, соединенные между собой воля и разум. Разумность воли в целеустремленности ее к высшей цели, которая и есть Бог. Так как последняя завоевывается че–рез ряд целевых установок, то нравственная оценка цели будет зависеть от ее значимости в системе порядка целей и в резуль–тате.
Высшей целью, которая сама по себе и есть высшее благо, является, согласно учению Ф. Аквинского, достижение совер–шенства, а именно богоподобия.
Так же, как и Аристотель, Ф. Аквинский проводил разли–чие между высшим благом и благами иного рода, которые чтят люди: богатством, славой, почестями, властью. Блаженство мыслитель считал несовместимым со злом. Таким образом, оно самодостаточно, т. е. не зависит от внешних благ.
Это ни благо тела, ни благо души, ни способность души (какое-то действие, привычка). Высшее благо, высшая цель не находится ни внутри человека, ни вне его, она располагается выше человека, и постигнуть и достичь ее сможет только со–зерцательный разум.
Свобода у Ф. Аквинского, как и у Аристотеля, трактуется через произвольность действия. Воля, которая обречена в со–юзе с интеллектом реализовывать выбор целей, рассматрива–ется мыслителем с двух разных позиций: как желание уста–новленной цели и как потребность в средствах, необходимых для достижения цели. Воля, которая достигла своей цели, выглядит как наслаждение.
Таким образом, одной из главных проблем для Фомы ста–новится соотнесение человеческих действий с благом. Но при этом не всякое действие, которое совершает человек, состоя–щий из разных сфер (разумной, вегетативной, чувственной), Ф. Аквинский определил как собственно человеческое. Чело–вечность действия будет зависеть от того, как, в какой степени оно будет соответствовать форме человека, заданной первона–чально Богом. Это означает, что мера человечности действия является мерой его подчиненности разуму.
Для оценки нравственности действия важны две волевые позиции, как цели, так и средства. При плохой цели действие не может стать моральным. И напротив, при благой цели необходимо использовать достойные средства. Оценку кон–кретных целей и средств человек осуществляет с помощью со–вести.
Движение к благу, согласно учению Фомы, определяет на–личие добродетели, которое он понимает как доброе качество ведущей правильную жизнь души. Такое качество человек не может использовать во зло, так как через него в человеке про–являет себя Бог. Добродетели человека – это все способности души, а именно: разум, воля, желание. Хотя в большей степе–ни добродетельна воля, так как она представляет собой навык действия, принципом которого и становится воля.
Добродетелью в значительной степени является и вера, так как в качестве предмета разума она всецело определена волей Возможность человека размышлять, полученная от воли цель, которая состоит в поисках пути к благу, также является добро–детелью, которую философ называет благоразумием.
Фома делит также добродетели на интеллектуальные, мо–ральные и теологические. Причем интеллектуальные доброде–тели – это добродетели состояния, которое является основой для добродетелей воли (в частности, ими являются: рассуди–тельность, способность к совету, благоразумие).
Моральные добродетели относятся, согласно концепции Фомы, к той части души, которая управляет желаниями чело–века. Причем разумные желания составляют добродетель справедливости, которую он вместе с благоразумием, воздер–жанностью и силой считает главной. Высшей же доброде–телью, по Фоме, становится любовь, или милосердие, которое является следствием взаимодействия Бога и человека.
С учением о добродетели у Ф. Аквинского тесно связано учение о грехе, который представляется им как уклонение от благих целей.
Качество, которое характеризует отклоняющуюся волю, называется злонамерением. Грех является нарушением законов (как общественных, так и разумных и божественных, сообраз–но подчиненных один другому). Тяжесть греха человека зави–сит от греховного действия.
Извращение воли является выражением укорененной гре–ховности, пороком. Таким образом, основным в этическом учении Фомы является утверждение первенства разума над волей, что в полной мере согласовывалось с интеллектуальной направленностью XIII в. При этом Ф. Аквинский дополнял свои положения идеей, что любовь к Богу намного важнее познания Бога.
- Даниил Александрович Аникин, Светлана Геннадиевна Зубанова Этика. Конспект лекций лекция № 1. Основные понятия этики
- 1. Понятие этики
- 2. Этика и мораль как предмет этики
- 3. Этические ценности
- Лекция № 2. Античная этика
- 1. Этика софистов и ее критика Сократом
- 2. Этическое учение Платона
- 3. Этика Аристотеля
- 4. Эллинистические школы и зарождение индивидуальной этики
- Лекция № 3. Этика Средневековья
- 1. Основные положения христианской этики
- 2. Августин Блаженный и теологическое обоснование морали
- 3. Синтетическая этика ф. Аквинского
- Лекция № 4. Этика Возрождения
- 1. Антихристианская этика э. Роттердамского
- 2. Скептическая этика м. Монтеня
- Лекция № 5. Этика Нового времени
- 1. Этика б. Спинозы. Аксиоматический метод доказательства морали
- 2. Рациональная этика р. Декарта
- 3. Этика к. А. Гельвеция. Общее благо
- Лекция № 6. Этические учения в немецкой классической философии
- 1. Этика и. Канта.
- 2. Гегель и метафизические основания этики
- 3. Антропологическая этика л. Фейербаха
- Лекция № 7. Неклассические концепции этики
- 1. Этика а. Шопенгауэра
- 2. Волюнтаристская этика ф. Ницше
- Лекция № 8. Этические учения в русской философии
- 1. Этика и философия всеединства. В. С. Соловьев
- 2. Проблема свободы и обоснование этических проблем. Н. А. Бердяев
- 3. Этика непротивления злу л. Н. Толстого
- Лекция № 9. Этика XX века
- 1. Этические искания в экзистенциальной философии
- 2. Аналитическая философия. Анализ морального языка
- 3. Принципы справедливости Дж. Ролза
- Лекция № 10. Политическая этика
- 1. Мораль и политика
- 2. Этика политического лидера
- 3. Демократический строй и проблема формирования новой этики
- Лекция № 11. Хозяйственная этика
- 1. Предпринимательская (деловая) этика
- 2. Корпоративная этика
- 3. Благотворительность
- Лекция № 12. Экологическая этика
- 1. Природа и общество: эволюция взаимоотношений
- 2. Экологический кризис и формирование экологической этики
- 3. Концепция устойчивого развития
- Лекция № 13. Насилие и ненасилие
- 1. Понятие насилия и ненасилия
- 2. Война: морально-этические проблемы
- 3. Насилие и государство
- Лекция № 14. Смертная казнь
- 1. Исторические предпосылки возникновения смертной казни
- 2. Преступление и наказание: этический аспект
- 3. Этические аргументы против смертной казни
- Лекция № 15. Биоэтика
- 1. Биоэтика и медицинская этика. Клятва Гиппократа
- 2. Проблема эвтаназии
- 3. Пересадка органов и клонирование: нравственные проблемы