3. Исторические типы развития морали.
При анализе исторических типов морали, будем исходить из следующих положений. За основу периодизации общества берется отношение «личность - общество» (в ранних трудах К. Маркса обосновывается этот принцип; позднее возникнет типология, основанная на выделении пяти формаций). В этом случае первобытность оказывается предысторией. Развитие традиционного общества включает, по К. Марксу, два этапа – первый этап: личная зависимость: рабовладение, феодализм. Второй этап: вещная или экономическая зависимость, при которой рабочий на предприятии не является собственностью владельца, он продает лишь свою рабочую силу. Это уже товарно-денежные отношения.
Историческая эволюция морали включает три стадии (теория универсального эволюционизма): первая стадия – мораль традиционного общества; вторая стадия – рациональная мораль индустриального общества; третья стадия – мораль постиндустриального общества. На первой этой стадии начинается долгий процесс превращения нравов первобытности в собственно моральный феномен.
Мораль традиционного общества. Почему же традиционное общество получило такое название? Оно стало называться так потому, что регуляция отношений во всех сферах общества опирается на обычаи и традиции – это практические деятельностные стереотипы (шаблоны), которыми руководствовались люди в данную эпоху.
Для морали традиционного общества характерно:
Строгая нормативность, которая предписывалась различными законами, это была не юридическая, а именно моральная нормативность. Законы возникают на пике зрелости общинно-племенных отношений и открывают эпоху строительства классового общества. К таким древнейшим сводам законов можно отнести законы Ману. Это древнеиндийский сборник законов и предписаний I в до н.э. Основное понятие – дхарма. Перевести это слово довольно сложно, у него нет аналогов в других языках. Можно дать только смысловую интерпретацию: дхарма – это универсальный порядок в природе и обществе, это религиозный принцип, это доктрина, и истина, и мораль, и долг, и добродетель, и польза, и обычай. Законы Ману учат, что поведение должно представлять собой аскетический религиозный подвиг брахмана, который еще раз акцентирует и подчеркивает специфические правила сословного поведения. У каждой касты свои правила сословного поведения. Внесословные личности считались порочными, аморальными. Это были нечистые по происхождению и по крови личности. Идеал – аскет. Считалось, что аскеза очищает человека от грехов. Пороками в рамках указанной традиции считаются: алчность, ложь, супружеская неверность, присвоение чужого, убийство.
Следующим примером могут служить законы Моисея, пророка иудеев. Они представлены в Торе. Бог Ветхого Завета не предстает милостивым и всепрощающим, он – грозный судья, требующий фанатичного поклонения. Ветхозаветная мораль не отрицает корысти, грабежа, нужно радоваться богатой добыче, добытой любыми путями. Считается, что ветхозаветная мораль носит «герметичный» характер, так как она закрыта для других народов. Для иудеев изоляция этноса, укрепление внутренних отношений было оправданным. Ценности – богатство, здоровье и продолжение рода. Это все было вызвано необходимостью выживания изгнанного и скитающегося народа. К.Г. Юнг писал, что Иисус Христос появляется в качестве иудейского реформатора и пророка, он есть исключительно добрый и милосердный Бог, как альтернатива Яхве. Религия Ветхого завета – религия страха; религия нового завета – религия любви.
Новый завет. Нагорная проповедь. Заповеди всепрощающей любви и милосердия.
Религия в эпоху традиционного общества становится тотальным организатором индивидуальной и социальной жизни.
Также необходимо сказать о морали полисных отношений. Античное общество развивалось от патриархальных отношений к республиканскому строю, затем монархии. Основой античной цивилизации был институт рабства. Для морали эпохи античности очень важны ценности государственные. И Платон, и Аристотель провозглашали высшим благом – благо государства. Например, законы Солона, в которых утверждается превосходство права над моралью.
Законы Солона направлены на борьбу с бедностью, в них поощряется стремление к богатству. В Афинах, например, достаток и богатство поощрялось, в то время как в Спарте бедность считалась добродетелью. Помимо этого законы Солона развивали патриотизм.
«Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Это высказывание приписывается Аристотелю, и оно наиболее ярко выражает дух морали этого общества. Житель полиса – это свободный, обладающий имуществом, не одобряющий обмана и насилия, чуждый предрассудкам, отстаивающий свои права по закону.
Согласно римскому праву, гражданин – это доблестный муж: домовладелец, жрец семейного культа, земельный собственник, храбрый солдат, активный гражданин. Все ориентируются на его деятельность, именно отец семейства является в Риме юридически полноправным лицом.
В эпоху поздней античности появляется новый идеал человека, как «раба божьего». Он становится нравственно совершенной личностью, только такая личность может быть наследницей вечной жизни. Чтобы вознестись над жизнью человек должен стать великомучеником, это путь подражания жизни Иисуса Христа. Однако это великомученическая жизнь сталкивалась с полным контрастом эйфории реальной жизни. Именно для римского монашества этого времени характерно, что в него входила элита, они были образованны и направлены к святости. Они стремились отойти от привязанности к вещам. Уважалось добровольное обращение мирянина в монаха. Монашество утверждало идеал свободной личности, но этот идеал требует страдания и самопожертвования. Считается, что именно монашеский идеализм способствовал феодализации Европы, укреплению позиций церкви и связанных с ней институтов.
Военно-рыцарские ордена – это монашеские ордена, их покровителем считается святой Бернард Клервосский, именно он написал устав тамплиеров и создал трактат «Во славу нового рыцарства». Он описывает основные черты феодальной рыцарской морали: 1.Бескорыстие и чистота помыслов, 2.Беззаветное служение интересам военной элиты, 3.Защита христианского мира, 4. Священная война с неверными, 5. Бесстрашие и защита вдов, сирот, слабых. В рыцарской морали и нравственности парадоксальным образом сочетались святость и строгость, бескорыстность и сила воли с военным насилием и кровью.
До нашего времени сохранился образ рыцаря, как героя, воплощающего идеал героизма. Но постепенно рыцари из храбрых воинов превращаются в светский идеал куртуазности. Это требовало утонченности, благородства, которые контрастировали с жестокостью и грубостью военных нравов.
Куртуазность возрождает идею античной калокогатии: «калос»- прекрасное, «агатос» - доброе. Как напоминание о том, что прекрасное может быть только добрым, а все доброе само по себе прекрасно. Это гармония красоты и добра воплощалась в рыцарстве. Образ рыцаря и рыцарской нравственности отрывается от реальности и мифологизируется. Постепенно рыцарская мораль трансформируется в кодекс благородных манер.
Таким образом, мораль традиционного общества – это сословно- корпоративная мораль, то есть мораль неравенства: она закрепляла деление людей на высших – благородных и низших – нечестивых. Это мораль преимущественно религиозная, имеет ярко выраженный патриархальный характер. Высшей моральной ценностью, главным системообразующим принципом становится сословная честь.
Мораль индустриального и постиндустриального общества.
Индустриальную мораль называют рациональным типом морали, далее идет прагматизм морали постиндустриальной. Отличия от морали традиционного общества проявляются в следующем:
Мораль индустриального общества основана на ином характере отношения «личность – общество». В отличие от непосредственной зависимости, здесь опосредованный тип связи (вещная зависимость или экономическая зависимость). Суть этой новой зависимости в том, что человек не является собственностью владельца предприятия, развиваются товарно-денежные отношения.
Мораль традиционного общества – есть мораль, основанная на социальном неравенстве. Принцип сословной чести является системообразующими. В индустриальном обществе рождается мораль псевдо равенства, псевдо свободы и псевдо братства (противоположное: свобода, равенство и братство). На деле же происходит абсолютное закабаление рабочего. Буржуазная мораль носит двойственный характер, она делится на две части: одна называется «нормы-цели», которые конкретизируются через материальные богатства, через жизненную свободу, через возможность доступа ко всем материальным благам (образованию, отдыху и т.д.). Богатство становится основным благом, оно открывает путь к остальным благам. Другая сторона: «нормы-рамки». В условиях конкуренции на первом этапе «первоначального накопления капитала» существовала реальная опасность взаимоуничтожения. Нормы-рамки были направлены на облагораживание конкуренции, они выступали как собственно моральные нормы. К этим нормам относятся: долг и ответственность перед обществом, достойная конкуренция. Чтобы избежать риска, нужно, чтобы конкуренты также имели выгоду (Б. Франклин).
К постиндустриальному типу относится не только капитализм, но и социализм, в отличие от рабовладения и феодализма. Капитализм и социализм представляют собой разные типы общества. Человек, работающий на капиталистическом предприятии, продает свой труд частному предпринимателю. На социалистическом предприятии – государству (это разные типы собственности, разные политический строй). Отсюда и существенные различия в морали. Можно выделить мораль буржуазную (капиталистическую) и мораль социализма.
В чем единство и различие моральных ценностей капитализма и социализма?
- Основы эстетики и этики
- Лекция1. Этика как практическая философия: предмет, структура, современные проблемы и задачи
- 2.Ключевые понятия этики: общая характеристика. Словарь рабочих терминов.
- 3. Объект и предмет этики как практической философии.
- 4. Структура и актуальные проблемы этики.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Лекция2. Основные этапы развития этики
- 1.Типология этических учений.
- 2.История этических учений: общая характеристика.
- 1.Типология этических учений.
- 2. История этических учений: общая характеристика.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 3.Происхождение морали: от «талиона» к «золотому правилу». Исторические типы развития морали
- 2.Исторические условия происхождения морали: от «талиона» к «золотому правилу».
- 3. Исторические типы развития морали.
- Ценностные основания капитализма и социализма
- 4.Проблема морально-нравственного прогресса: оптимизм и пессимизм.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция4.Сущность и специфика морали. Структура и функции морали
- 2. Специфика морали.
- 3. Структура морали.
- Моральная оценка.
- Система моральных требований.
- Система моральных требований.
- Элементарные правила поведения. Этикет.
- 4. Функции морали.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция5.Мораль и нравственность: проблема единства и различий
- 1.Мораль и нравственность: сравнительный анализ понятий.
- 2.Современная духовно-нравственная ситуация: к вопросу о типологии духовно-нравственных культур.
- 1. Мораль и нравственность: сравнительный анализ понятий.
- 2.Современная духовно-нравственная ситуация.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция5.Аксиологические категории этики.
- 1.Нравственные ценности: общая характеристика и место в системе духовных ценностей.
- 2.Аксиологические категории этики.
- 1. Нравственные ценности: общая характеристика и место в системе духовных ценностей.
- 2.Аксиологические категории этики.
- Выводы Таким образом, представив этическое учение в качестве теории нравственных ценностей, можно сформулировать следующие выводы:
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 7. Экзистенциальные категории этики
- 2. Проблема определения цели и смысла жизни человека.
- 3.Проблематика биоэтики в сфере моральной регуляции.
- 3. Смертная казнь: морально-нравственный аспект.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция8. Деловая этика: основные проблемы и задачи
- 2. Деловая этика как вид профессиональной этики
- 3. Этические принципы и нормы в деловых отношениях.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 9.Этические проблемы в сфере информационных технологий
- 2. Этические проблемы в информационной сфере: общая характеристика.
- 3. Кодексы компьютерной этики: общая характеристика основополагающих принципов.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Список литературы:
- 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19