logo
54

2. Проблема определения цели и смысла жизни человека.

Жизнь есть нравственная ценность. При всей очевидности и безусловности данной формулировки, необходимо:

При обращении к любой этической проблеме важно понять, насколько широки и разнородны источники тех взглядов, которые унаследованы нами. Как полагает Е.В. Золотухина-Аболина: «Целый ряд философских направлений и психологических школ, а также публицистика и журналистика отмечают тот факт, что в ХХ веке человеческая жизнь стала катастрофически обессмысливаться…» Однако, человек не может полноценно жить, не задаваясь подобным вопросом. Как показал в своих исследованиях В. Франкл, смыслоутрата приводит человека к состоянию «экзистенциального вакуума», выйти из которого чрезвычайно сложно (именно поэтому В.Франклом был разработан проект «логотерапии»). Что в этом случае понимается под смыслом жизни? Смысл есть некий «духовный объект», к которому стремится человек. В. Франкл формулирует несколько важных положений относительно «смысла жизни»:

Итак, смысл жизни - это понятие, раскрывающее самоценное значение человеческой жизни, ее нравственную оправданность, речь идет о поиске объективного обоснования ценности человеческой жизни.

Цель жизни - понятие, раскрывающее потенциально достигаемые/субъективно значимые в пределах человеческой жизни результаты.

Русские мыслители (С.Л. Франк, В.С. Соловьев) рассматривали смыслополагание и целеполагание как органически близкие жизненные задачи человека, а по критерию абсолютности выделяли цели естественные (первозданные) и искусственные, относительные и абсолютные. Особо волновал философов вопрос о «местонахождении» смысла жизни: в ней самой или вне ее (например, абсолютный Бог)? Напомню, что с точки зрения С.Л. Франка, «смысл жизни» не может быть заключен в пределах человеческого бытия. Только вера в Абсолютное трансцендентное начало (Бога), придает жизни смысл.