2. Проблема определения цели и смысла жизни человека.
Жизнь есть нравственная ценность. При всей очевидности и безусловности данной формулировки, необходимо:
во-первых, проблематизировать этический статус феноменов жизни и смерти;
во-вторых, рассмотрев традиционный вариант осмысления указанной проблемы в аспекте выделения и разграничения смысла/цели жизни, перейти в прикладную область этических исследований.
При обращении к любой этической проблеме важно понять, насколько широки и разнородны источники тех взглядов, которые унаследованы нами. Как полагает Е.В. Золотухина-Аболина: «Целый ряд философских направлений и психологических школ, а также публицистика и журналистика отмечают тот факт, что в ХХ веке человеческая жизнь стала катастрофически обессмысливаться…» Однако, человек не может полноценно жить, не задаваясь подобным вопросом. Как показал в своих исследованиях В. Франкл, смыслоутрата приводит человека к состоянию «экзистенциального вакуума», выйти из которого чрезвычайно сложно (именно поэтому В.Франклом был разработан проект «логотерапии»). Что в этом случае понимается под смыслом жизни? Смысл есть некий «духовный объект», к которому стремится человек. В. Франкл формулирует несколько важных положений относительно «смысла жизни»:
Жизнь человека всегда и при любых обстоятельствах обладает смыслом. Пример об узниках концлагеря, на который ссылается Виктор Франкл в работе «Человек в поисках смысла», убеждает в этом. Те заключенные, которые «ощущали» осмысленность жизни (примечательно, что, чаще всего, они являлись верующими людьми), легче переносили тяготы и лишения жизни.
Смысл нельзя дать, но его нужно обрести, найти. Человек сам придает действительности смысл и никто не может сделать за него это. Обретение смысла - не логическая операция. Это, скорее, некий «инсайт», озарение, когда перед нами возникает гештальт, целостный образ, который мы схватываем «внезапно».
Смыл не может быть сконструирован, но может быть найден. С одной стороны, смысл связан с личным выбором, который осуществляет человек, с другой, мы все включены в матрицу социальных отношений. Именно поэтому поиск и обретение смысла жизни всегда связывается с ответственностью.
Для человека нормально и естественно находиться в процессе поиска и нахождения смысла жизни.
Итак, смысл жизни - это понятие, раскрывающее самоценное значение человеческой жизни, ее нравственную оправданность, речь идет о поиске объективного обоснования ценности человеческой жизни.
Цель жизни - понятие, раскрывающее потенциально достигаемые/субъективно значимые в пределах человеческой жизни результаты.
Русские мыслители (С.Л. Франк, В.С. Соловьев) рассматривали смыслополагание и целеполагание как органически близкие жизненные задачи человека, а по критерию абсолютности выделяли цели естественные (первозданные) и искусственные, относительные и абсолютные. Особо волновал философов вопрос о «местонахождении» смысла жизни: в ней самой или вне ее (например, абсолютный Бог)? Напомню, что с точки зрения С.Л. Франка, «смысл жизни» не может быть заключен в пределах человеческого бытия. Только вера в Абсолютное трансцендентное начало (Бога), придает жизни смысл.
- Основы эстетики и этики
- Лекция1. Этика как практическая философия: предмет, структура, современные проблемы и задачи
- 2.Ключевые понятия этики: общая характеристика. Словарь рабочих терминов.
- 3. Объект и предмет этики как практической философии.
- 4. Структура и актуальные проблемы этики.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Лекция2. Основные этапы развития этики
- 1.Типология этических учений.
- 2.История этических учений: общая характеристика.
- 1.Типология этических учений.
- 2. История этических учений: общая характеристика.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 3.Происхождение морали: от «талиона» к «золотому правилу». Исторические типы развития морали
- 2.Исторические условия происхождения морали: от «талиона» к «золотому правилу».
- 3. Исторические типы развития морали.
- Ценностные основания капитализма и социализма
- 4.Проблема морально-нравственного прогресса: оптимизм и пессимизм.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция4.Сущность и специфика морали. Структура и функции морали
- 2. Специфика морали.
- 3. Структура морали.
- Моральная оценка.
- Система моральных требований.
- Система моральных требований.
- Элементарные правила поведения. Этикет.
- 4. Функции морали.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция5.Мораль и нравственность: проблема единства и различий
- 1.Мораль и нравственность: сравнительный анализ понятий.
- 2.Современная духовно-нравственная ситуация: к вопросу о типологии духовно-нравственных культур.
- 1. Мораль и нравственность: сравнительный анализ понятий.
- 2.Современная духовно-нравственная ситуация.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция5.Аксиологические категории этики.
- 1.Нравственные ценности: общая характеристика и место в системе духовных ценностей.
- 2.Аксиологические категории этики.
- 1. Нравственные ценности: общая характеристика и место в системе духовных ценностей.
- 2.Аксиологические категории этики.
- Выводы Таким образом, представив этическое учение в качестве теории нравственных ценностей, можно сформулировать следующие выводы:
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 7. Экзистенциальные категории этики
- 2. Проблема определения цели и смысла жизни человека.
- 3.Проблематика биоэтики в сфере моральной регуляции.
- 3. Смертная казнь: морально-нравственный аспект.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция8. Деловая этика: основные проблемы и задачи
- 2. Деловая этика как вид профессиональной этики
- 3. Этические принципы и нормы в деловых отношениях.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 9.Этические проблемы в сфере информационных технологий
- 2. Этические проблемы в информационной сфере: общая характеристика.
- 3. Кодексы компьютерной этики: общая характеристика основополагающих принципов.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Список литературы:
- 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19