4. Структура и актуальные проблемы этики.
Рассматривая вопрос о структуре этического знания, необходимо отметить, что единой типологии не существует. В зависимости от принадлежности к той или иной этической школе, от задач, стоящих перед исследователем, эта наука структурируется по-разному. Тем не менее в ее структуре в обязательном порядке выделяются следующие блоки:
История этики. Описывает процесс становления и развития этики как самостоятельной науки.
Генеалогия морали. Генеалогия – происхождение, историческое развитие. Описывает исторические типы морали.
Теоретико-методологический раздел. Изучаются наиболее абстрактные проблемы этики. Например, сущность, специфика, функции морали. Анализ функций морали позволяет перейти к анализу нравственности. Некоторые авторы трактуют мораль и нравственность как универсалии социального и индивидуального бытия. Значит, мораль и нравственность обладают структурой. В этом разделе рассматриваются категории этики: традиционные (аксиологические) и нетрадиционные (онтологический и гносеологический аспекты морали и нравственности).
Социология морали. Исследуется реальная, практическая роль морали и нравственности в жизни человека и общества. Применение этической теории к анализу соотношений: мораль и экономика, мораль и политика, мораль и искусство, мораль и религия и др.
Психология морали и нравственности. Раздел, изучающий сложный внутренний морально-нравственный мир человека как микрокосма, как малой Вселенной. Установление связи этики с психологией позволяет не только уточнить исходные понятия, но и более отчетливо показать укорененность нравственной регуляции в человеческой природе. Нередко нарушения морали выступают в качестве симптомов психических заболеваний.
Теория морально-нравственного воспитания. Иногда этот раздел называют педагогической этикой. Но это не совсем верно, так как существует ещё и андрогогика. «Андрогогика» – воспитание взрослого человека.
Этическая праксеология (прикладная этика). В рамках этической праксеологии выделяются три основных направления:
•Этическая экспертиза, этическое консультирование во всех сферах индивидуальной и общественной жизни.
•Теория и практика профессиональной этики.
•Этика успеха.
Отдельная теоретическая проблема – это обоснование самостоятельного статуса этики в системе философского знания. Философский статус этики нередко ставился под сомнение. Этику интерпретировали или как частную гуманитарную науку (С. Ангелов), либо подчеркивали ее исключительно прикладной характер. Этика – это философская теория (история становления и методология этических исследований нас в этом убеждают). Со второй половины ХХ века в центре внимания философских исследований находится проблема человека. Философия – это не просто всеобщая теория мира и человека. Природа философского знания содержит в себе ценностный потенциал. Что есть человек, и каким он должен быть. Философия – форма самосознания теоретической и практической деятельности человека. Этика представляет собой внутреннюю цель философского мышления, так как философия дает жизненную ориентацию, указывает на смысл жизни и способы его достижения. Этика, как и эстетика, помогает ответить на вопросы: каковы высшие ценности человеческого бытия? Как они достижимы? Таким образом, специфика этики – в ее аксиологическом характере. Это философская теория, так как изучение этики выводит на проблемы ценностей и универсалий в бытии человека.
Актуальные проблемы этики.
Почему сегодня нельзя не изучать этику? Потому что, этика не умозрительная, а практическая философия. Этико-прикладные исследования предполагают применение особых методов, во многом отличающихся от практикуемых в мета-этике. Среди них – гуманитарная экспертиза, консультирование, игровое моделирование (результат взаимодействия научного знания и здравого смысла). Хотя все мы в той или иной степени способны выносить моральную оценку, вопросы профессиональной и общественной морали предполагают профессиональную деятельность специалиста, способного разобраться в ситуации. Специалисты по этике особенно востребованы в следующих сферах:
•Профессиональная этика.
•Этика деловых отношений.
•Этика арт – бизнеса.
•Этика и культура управления.
Что является квинтэссенцией этического знания? Понимание этики не просто как философии морали и нравственности. Цель изучения этики – эвристическое прозрение, вызывающее потребность в освоении теоретического, ценностного и культурного многообразия, гуманистического потенциала этики. Таким образом, цель изучения этики – необходимость принятия ее как сердцевины личностно–индивидуального и общественного жизнеустройства.
Актуальные этические проблемы. Прежде всего, важные изменения произошли в ценностных ориентирах людей. В ХХ веке происходит качественный перелом в мироощущении людей.
Другим важнейшим источником специфических для сегодняшнего дня этических проблем является бурное развитие науки, техники и технологий. Это развитие породило множество средств, разрушительных для человеческой жизни. Никогда еще зло не было таким всеохватывающим и масштабным. Кроме того, развитие техники увеличило ответственность человека за свободно совершаемые им деяния. Морально-нравственной проблемой выступает также посягательство на свободу человека. Порой СМИ, подавляют всякую самостоятельность мышления, умело манипулируя массовым и индивидуальным сознанием.
Третья группа моральных проблем, характерных для конца ХХ века – это проблемы, которые называют «биоэтическими». Они возникают из-за факта вмешательства современной науки в глубинные биологические процессы. Морально-нравственные вопросы возникли сразу, как только начали практиковать пересадку органов. Появилась проблема: когда и при каких обстоятельствах орган может быть изъят для пересадки больному? Не станут ли умерщвлять людей для того, чтобы изъять нужный орган? Еще один пласт проблем породило клонирование – выращивание из клетки организма его полного дубликата. С серьезными нравственными проблемами связано «суррогатное материнство», смена пола и т.д. В философской и медицинской литературе уже много лет широко обсуждается проблема эвтаназии – права человека самому выбирать спасительную смерть вместо мучительных и невыносимых страданий. Религия возражает против этого как против самоубийства, а в нравственном кодексе врачей издревле содержится тезис: «Не навреди» и обязанность бороться за жизнь больного до последнего вздоха.
Многие из названных проблем сходятся в одной серьезной теме – это тема гуманизма. Современное общество провозгласило гуманизм своим важнейшим ориентиром.
- Основы эстетики и этики
- Лекция1. Этика как практическая философия: предмет, структура, современные проблемы и задачи
- 2.Ключевые понятия этики: общая характеристика. Словарь рабочих терминов.
- 3. Объект и предмет этики как практической философии.
- 4. Структура и актуальные проблемы этики.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Лекция2. Основные этапы развития этики
- 1.Типология этических учений.
- 2.История этических учений: общая характеристика.
- 1.Типология этических учений.
- 2. История этических учений: общая характеристика.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 3.Происхождение морали: от «талиона» к «золотому правилу». Исторические типы развития морали
- 2.Исторические условия происхождения морали: от «талиона» к «золотому правилу».
- 3. Исторические типы развития морали.
- Ценностные основания капитализма и социализма
- 4.Проблема морально-нравственного прогресса: оптимизм и пессимизм.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция4.Сущность и специфика морали. Структура и функции морали
- 2. Специфика морали.
- 3. Структура морали.
- Моральная оценка.
- Система моральных требований.
- Система моральных требований.
- Элементарные правила поведения. Этикет.
- 4. Функции морали.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция5.Мораль и нравственность: проблема единства и различий
- 1.Мораль и нравственность: сравнительный анализ понятий.
- 2.Современная духовно-нравственная ситуация: к вопросу о типологии духовно-нравственных культур.
- 1. Мораль и нравственность: сравнительный анализ понятий.
- 2.Современная духовно-нравственная ситуация.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция5.Аксиологические категории этики.
- 1.Нравственные ценности: общая характеристика и место в системе духовных ценностей.
- 2.Аксиологические категории этики.
- 1. Нравственные ценности: общая характеристика и место в системе духовных ценностей.
- 2.Аксиологические категории этики.
- Выводы Таким образом, представив этическое учение в качестве теории нравственных ценностей, можно сформулировать следующие выводы:
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 7. Экзистенциальные категории этики
- 2. Проблема определения цели и смысла жизни человека.
- 3.Проблематика биоэтики в сфере моральной регуляции.
- 3. Смертная казнь: морально-нравственный аспект.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция8. Деловая этика: основные проблемы и задачи
- 2. Деловая этика как вид профессиональной этики
- 3. Этические принципы и нормы в деловых отношениях.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 9.Этические проблемы в сфере информационных технологий
- 2. Этические проблемы в информационной сфере: общая характеристика.
- 3. Кодексы компьютерной этики: общая характеристика основополагающих принципов.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Список литературы:
- 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19