logo
54

4. Структура и актуальные проблемы этики.

Рассматривая вопрос о структуре этического знания, необходимо отметить, что единой типологии не существует. В зависимости от принадлежности к той или иной этической школе, от задач, стоящих перед исследователем, эта наука структурируется по-разному. Тем не менее в ее структуре в обязательном порядке выделяются следующие блоки:

История этики. Описывает процесс становления и развития этики как самостоятельной науки.

Генеалогия морали. Генеалогия – происхождение, историческое развитие. Описывает исторические типы морали.

Теоретико-методологический раздел. Изучаются наиболее абстрактные проблемы этики. Например, сущность, специфика, функции морали. Анализ функций морали позволяет перейти к анализу нравственности. Некоторые авторы трактуют мораль и нравственность как универсалии социального и индивидуального бытия. Значит, мораль и нравственность обладают структурой. В этом разделе рассматриваются категории этики: традиционные (аксиологические) и нетрадиционные (онтологический и гносеологический аспекты морали и нравственности).

Социология морали. Исследуется реальная, практическая роль морали и нравственности в жизни человека и общества. Применение этической теории к анализу соотношений: мораль и экономика, мораль и политика, мораль и искусство, мораль и религия и др.

Психология морали и нравственности. Раздел, изучающий сложный внутренний морально-нравственный мир человека как микрокосма, как малой Вселенной. Установление связи этики с психологией позволяет не только уточнить исходные понятия, но и более отчетливо показать укорененность нравственной регуляции в человеческой природе. Нередко нарушения морали выступают в качестве симптомов психических заболеваний.

Теория морально-нравственного воспитания. Иногда этот раздел называют педагогической этикой. Но это не совсем верно, так как существует ещё и андрогогика. «Андрогогика» – воспитание взрослого человека.

Этическая праксеология (прикладная этика). В рамках этической праксеологии выделяются три основных направления:

•Этическая экспертиза, этическое консультирование во всех сферах индивидуальной и общественной жизни.

•Теория и практика профессиональной этики.

•Этика успеха.

Отдельная теоретическая проблема – это обоснование самостоятельного статуса этики в системе философского знания. Философский статус этики нередко ставился под сомнение. Этику интерпретировали или как частную гуманитарную науку (С. Ангелов), либо подчеркивали ее исключительно прикладной характер. Этика – это философская теория (история становления и методология этических исследований нас в этом убеждают). Со второй половины ХХ века в центре внимания философских исследований находится проблема человека. Философия – это не просто всеобщая теория мира и человека. Природа философского знания содержит в себе ценностный потенциал. Что есть человек, и каким он должен быть. Философия – форма самосознания теоретической и практической деятельности человека. Этика представляет собой внутреннюю цель философского мышления, так как философия дает жизненную ориентацию, указывает на смысл жизни и способы его достижения. Этика, как и эстетика, помогает ответить на вопросы: каковы высшие ценности человеческого бытия? Как они достижимы? Таким образом, специфика этики – в ее аксиологическом характере. Это философская теория, так как изучение этики выводит на проблемы ценностей и универсалий в бытии человека.

Актуальные проблемы этики.

Почему сегодня нельзя не изучать этику? Потому что, этика не умозрительная, а практическая философия. Этико-прикладные исследования предполагают применение особых методов, во многом отличающихся от практикуемых в мета-этике. Среди них – гуманитарная экспертиза, консультирование, игровое моделирование (результат взаимодействия научного знания и здравого смысла). Хотя все мы в той или иной степени способны выносить моральную оценку, вопросы профессиональной и общественной морали предполагают профессиональную деятельность специалиста, способного разобраться в ситуации. Специалисты по этике особенно востребованы в следующих сферах:

•Профессиональная этика.

•Этика деловых отношений.

•Этика арт – бизнеса.

•Этика и культура управления.

Что является квинтэссенцией этического знания? Понимание этики не просто как философии морали и нравственности. Цель изучения этики – эвристическое прозрение, вызывающее потребность в освоении теоретического, ценностного и культурного многообразия, гуманистического потенциала этики. Таким образом, цель изучения этики – необходимость принятия ее как сердцевины личностно–индивидуального и общественного жизнеустройства.

Актуальные этические проблемы. Прежде всего, важные изменения произошли в ценностных ориентирах людей. В ХХ веке происходит качественный перелом в мироощущении людей.

Другим важнейшим источником специфических для сегодняшнего дня этических проблем является бурное развитие науки, техники и технологий. Это развитие породило множество средств, разрушительных для человеческой жизни. Никогда еще зло не было таким всеохватывающим и масштабным. Кроме того, развитие техники увеличило ответственность человека за свободно совершаемые им деяния. Морально-нравственной проблемой выступает также посягательство на свободу человека. Порой СМИ, подавляют всякую самостоятельность мышления, умело манипулируя массовым и индивидуальным сознанием.

Третья группа моральных проблем, характерных для конца ХХ века – это проблемы, которые называют «биоэтическими». Они возникают из-за факта вмешательства современной науки в глубинные биологические процессы. Морально-нравственные вопросы возникли сразу, как только начали практиковать пересадку органов. Появилась проблема: когда и при каких обстоятельствах орган может быть изъят для пересадки больному? Не станут ли умерщвлять людей для того, чтобы изъять нужный орган? Еще один пласт проблем породило клонирование – выращивание из клетки организма его полного дубликата. С серьезными нравственными проблемами связано «суррогатное материнство», смена пола и т.д. В философской и медицинской литературе уже много лет широко обсуждается проблема эвтаназии – права человека самому выбирать спасительную смерть вместо мучительных и невыносимых страданий. Религия возражает против этого как против самоубийства, а в нравственном кодексе врачей издревле содержится тезис: «Не навреди» и обязанность бороться за жизнь больного до последнего вздоха.

Многие из названных проблем сходятся в одной серьезной теме – это тема гуманизма. Современное общество провозгласило гуманизм своим важнейшим ориентиром.