logo
54

3. Смертная казнь: морально-нравственный аспект.

Прикладной характер этических исследований феноменов жизни и смерти приводит к необходимости выделения нравственного аспектов в указанной проблематике. Легализация эвтаназии (что обсуждалось выше), применение смертной казни (об этом пойдет речь ниже) – «дилеммы правовой этики», обнаруживающие сложное переплетение правовых и нравственных аспектов. Во все времена проблема» смертной казни» властно притягивала к себе всеобщее внимание тем, что связана с основополагающими ценностями бытия (жизнью как нравственной ценностью), затрагивает наиболее волнующую и сумрачную из тем — тему смерти. И почти всегда обозначенная дилемма смертной казни поляризовала, разводила в противоположные стороны мнения о ее справедливости, целесообразности и правомерности. О смертной казни можно судить с разных сторон. Однозначный ответ здесь так и не найден. Существуют различные аспекты этого вопроса: этический, социальный, правовой, религиозный, исторический, антропологический и другие.

Правовой аспект: Смертная казнь – это мера уголовного наказания. Из всех преступлений наибольшей степенью противоправности и безнравственности является убийство (ст. 105 УК РФ). Между тем по количеству убийств Россия занимает одно из первых мест в мире. Уровень убийств на единицу населения в нашей стране выше, чем в западных странах в 2,3 раза. Ответственность за убийство предусматривается в ст. 105 УК РФ. Однако далеко не во всех случаях наказание за это самое тяжелое преступление бывает справедливым, адекватным содеянному. Это не соответствует укреплению нравственности, отношению к жизни как к высшей ценности.

Тема правомерности существования смертной казни как меры наказания сейчас активно обсуждается различными СМИ в разных странах. В Европе смертная казнь запрещена, у нас на нее мораторий, а в Америке в некоторых штатах пока существует. Таким образом, 90 государств и территориальных образований полностью отменили смертную казнь; 11 государств отменили смертную казнь за все преступления, за исключением особо тяжких, таких как военные преступления; 32 государства не применяют смертную казнь на практике: законодательство данных стран предусматривает подобную меру наказания, однако приговоры не приводились в исполнение на протяжении последних 10 и более лет. Считается, что эти страны придерживаются политики устоявшейся традиции не приводить в исполнение смертные приговоры; ещё 64 государства сохраняют и применяют смертную казнь, однако число стран, в которых заключённых фактически казнят, в любой отдельно взятый год существенно меньше.

С 2000 года применялись следующие виды смертной казни: отсечение головы (Саудовская Аравия); казнь на электрическом стуле (США); повешение (Египет, Иран, Япония, Иордания, Пакистан, Сингапур и другие страны); смертельная инъекция (Китай, Гватемала, Таиланд, США); расстрел (Белоруссия, Китай, Сомали, Тайвань, Узбекистан, Вьетнам и другие страны); побитие камнями (Афганистан, Иран). По состоянию на декабрь 2000г. смертная казнь применялась в 71 государстве, причем наиболее широко в КНР, Иране и Саудовской Аравии. Вместе с тем установившаяся во второй половине XX в. общемировая тенденция к отказу от смертной казни проявилась в том, что уже 87 государств de jure отменили смертную казнь, а 36 стран отменили ее de facto. Формирование на основе Конституции РФ 1993 г. правового государства предполагает обеспечение основных прав и свобод человека, а следовательно и отмену смертной казни. Более того, интеграция России в Европейское сообщество потребовала предпринять в этом направлении конкретные шаги. 16 апреля 1997 г. Россия подписала Протокол № 6 (относительно отмены смертной казни) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и обязана воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели. Однако запрет назначения смертной казни был установлен 2 февраля 1999 г. только Конституционным Судом РФ до создания на всей территории России судов присяжных. Таким образом, применение смертной казни в настоящее время приостановлено.

Этический аспект: Исходя из принципа гуманизма, можно утверждать, что жизнь священна, это то неприкосновенное богатство, которое есть у каждого из нас. Так одна из заповедей гласит: «Не убий». Поэтому как общество должно ценить жизнь каждого индивида, так и каждый индивид должен ценить свою жизнь.

С точки зрения личности, которая ожидает этой смертной казни, это подобно катастрофе – само ожидание, особенно, если человек еще молод или если преступление не настолько тяжкое, не стоящее столь серьезного наказания. Общество уничтожает таких людей, так как противопоставляет себя ему. В качестве примера страданий человека, приговоренного к смертной казни, можно привести литературные персонажи: Жюльен Сорель («Красное и Черное» Стендаля) и Клайд Гриффитс (из «Американской трагедии» Драйзера). Оба молодых человека сильно страдают, прощаясь с жизнью перед смертной казнью. Здесь они уходят из жизни в самом ее начале, хотя их нельзя рассматривать как окончательно потерянных для общества, и применение смертной казни для них выглядит отчасти как убийство их обществом, спровоцированное политическими интересами отдельных представителей. Поэтому в случае применения обществом смертной казни должны существовать жесткие критерии и контроль за ее применением во избежание манипулирования этим инструментом.

Социальный аспект: Смертная казнь необходима обществу для охраны устоев этого общества и для охраны граждан. Поэтому на разных этапах развития того или иного общества, разные по тяжести поступки и преступления служат причиной для вынесения смертного приговора. В настоящее время самыми страшными преступлениями против личности являются убийства, насильственные действия против детей, насилия против женщин. В разряд преступников, к которым применяется смертная казнь, могут попадать люди, совершившие перечисленные преступления против личности. Наиболее резонным выглядит применение смертной казни против маньяков, унесших множество жизней. Избавление общества от этих преступников оправданно, так как эти люди уже потеряли человеческий облик и к членам человеческого общества уже не могут принадлежать.

На основе потребностей конкретного общества разрабатываются правовые нормы по применению смертной казни, строгое соблюдение которых является прерогативой органов юстиции и поддержания правопорядка. Все общество в целом, включая СМИ, внимательно следит за соблюдением процессуальных норм, и зачастую общественное мнение служит дополнительным критерием в вопросах правомерности применения смертной казни. Иногда под давлением общественного мнения верховные власти вынуждены вмешиваться в процессуальную процедуру и отменять уже вынесенный судом смертный приговор. Так, например, нескольким болгарским медикам в Ливии вынесли смертный приговор за то, что они якобы заразили несколько сотен детей СПИДом. Но под воздействием общественного мнения в это действие вмешались власти Болгарии, и власти Ливии были вынуждены отпустить этих медиков на родину.

В рамках правовой этики, дилемма смертной казни получает свое выражение в полемике между ее противниками и сторонниками.

1.Является ли смертная казнь справедливым возмездием и эквивалентным воздаянием за совершенное преступление?

2.Обладает ли смертная казнь устрашающим воздействием, упреждающим и предотвращающим новые преступления?

3.Не является ли смертная казнь более гуманной мерой наказания, чем, например, пожизненное заключение?

Выводы