logo
Этика под ред

Глава 6. Свобода и ОтветственностьШ

Предписывающими — запретительными («не убий», «не укради») или, наоборот, обязательными («чти отца и матерь своих») — являются лишь основные заповеди морального закона, причем большинство из них име­ет негативную формулировку («не...»). Они исключают только то, что запрещено, оставляя все остальные пути свободными для нравственного творчества человека.

Такие пути свободной моральной инициативы, не попадающие в поле прямых запретов или долга, даются моральным законом че­ловеку в гораздо большем, практически неограниченном количестве. Они-то и являются наиболее человечными и показательными в мо­ральном отношении. Ведь предписывающие установки оставляют в стороне и не затрагивают таких важнейших аспектов человечес­кого бытия, как счастье, дружба, призвание, творчество.

Нельзя, например, обязать человека стремиться к счастью: желание сча­стья заключено внутри нас, независимо от каких-либо обязательств. Точно так же дружба возникает не из долженствования, а из естественного и свободного стремления к общению. Более того, попытки внедрения пред­писаний в эти сферы или заранее обречены на неудачу, или носят анти­гуманный характер. Вспомним хотя бы печальный опыт нашего детства, когда нам запрещали дружить «не с тем» и «не с той», а мы чувствовали себя глубоко несчастными и были вынуждены лгать, изворачиваться, притворяться. Или стремление сторонников коммунизма насильно «ос­частливить» все человечество, вплоть до физического устранения про­тивников такого счастья «как исторической необходимости».

Современная гуманистическая этика, как и христианский мораль­ный закон, отдает предпочтение действиям, продиктованным свобод­ным выбором, а не действиям, регулируемым предписаниями. При этом внутренняя свобода обеспечивается толькостабильной ориен­тацией па подлинное добро, при которой возникаетпривычка отда­вать ему предпочтение. В силу этого в человеке развиваетсядобро­детельность, делающая его выбор необременительным и доставля­ющим удовольствие.

Такая ориентация на подлинное добро становится тем реальнее, чем больше расширяются в обществе права и свободы личности, обеспечиваются га­рантии ее основных жизненных прав и интересов, таких как право на безопасность, свободное проявление и развитие способностей, уважение достоинства и др. Однако это не означает, что в условиях отсутствия или

142 Раздел III, Высшие моральные ценности