1. Мораль и политика
Политическая этика – это особенная составная часть обще–ственной нравственности, социальной этики. Она начала скла–дываться на рубеже Нового времени, когда в результате дезинте–грации ранее сплоченного социума и возникновения функциональных подсистем произошло выделение политики в виде многоуровневой специализированной деятельности со своими целями, институтами, нормами и ценностями, опре–деленными связями и кадрами.
Этимологически термин «мораль» происходит от лат. mos – «нрав». Иное значение этого слова – закон, правило, предпи–сание. В современной философской литературе под моралью, как правило, понимают нравственность, своеобразную форму общественного сознания и вид общественных отношений; один из главных способов корректирования действий челове–ка в обществе с помощью норм.
Мораль возникла и развивается на основе потребности че–ловеческого общества регулировать поведение своих членов в различных сферах их жизни. Мораль является одним из са–мых доступных способов осознания людьми сложных процес–сов социального бытия. Главной проблемой морали считают регулирование взаимоотношений и интересов общества и лич–ности. Понятие морали включает: моральные отношения, мо–ральное сознание, нравственное поведение.
Необходимо отметить, что в истории философской мысли проблема о взаимоотношении морали и политики трактова–лась по-разному. Она прошла развитие от полного отрицания каких бы то ни было связей между ними (Н. ди Б. Макиавелли и Т. Гоббс) до признания, что мораль и политика могут быть приравнены друг к другу (морализаторский подход). Взаимо–действие морали и политики многообразно и многопланово.
Политическая борьба неминуемо сопровождается столкно–вением моральных установок. Политике свойственны опреде–ленная тактика и стратегия, а также законы, нарушать которые невозможно безнаказанно, но вместе с тем в свои стратегиче–ские цели политика включает моральные ценности, таким об–разом, внутреннюю моральную ориентацию.
Политика в тактике, в выборе средств и целей исходит из их действенности и доступности, однако не должна пренебре–гать их моральной оправданностью. Мораль оказывает влия–ние на политику через нравственные оценки и направления. Политика тоже оказывает действие на мораль, но, как показы–вают многие факты из отечественной истории, в сторону ее попирания.
Все формы общественного сознания, отображая единое общественное бытие и располагая внутренней спецификой, взаимодействуют между собой. Взаимообусловленность этих двух явлений состоит в том, что политические взгляды опреде–ляют формирование и реализацию нравственных норм, так же, как моральные отношения, нормы эти содействуют фор–мированию политического сознания.
Таким образом, ориентация личности на социальные по–требности, которая выражается в политическом сознании, подкрепляется понятием долга, чести, справедливости, сове–сти, счастья и т. д., т. е. имеет нравственную окраску. При этом нравственные убеждения становятся более результатив–ными, если они осмыслены человеком с позиции политики.
Проблему взаимодействия политики и морали можно раз–решать в разных аспектах под различными углами зрения. На–пример, концепция А. Оболонского исследует историю Рос–сии в рамках двух фундаментальных традиций, двух взаимоисключающих точек зрения на мир, в которых отобра–жены все разнообразные формы человеческой цивилизации: системоцентрицизма и персоноцентризма.
По персоноцентристской шкале индивидуум считается вы–сшей точкой, мерилом всех вещей. Все явления в социальном мире рассматриваются через призму человеческой личности. Для системоцентристской шкалы характерно либо отсутствие индивидуума, либо рассмотрение его как нечто вспомогатель–ного. Индивид – это средство, но отнюдь не цель. Россия, в частности, относится к системоцентризму.
Эти две формы определяют два этических генотипа. Глав–ное различие между ними находится в противоположности подходов к решению моральных конфликтов.
В главных ветвях российской народности доминирование системоцентристской этики на протяжении большинства сто–летий ее исторического существования неограниченно. Про–тивостояние «общество – личность» даже не возникало не по той причине, что была гармония, что не было противоречий, а потому, что все вопросы решались в пользу целого.
Система все время имела отличный инстинкт самосохране–ния. В России любые возможности, стремившиеся вывести страну из деспотизма, немедленно входили в противоречие с национальными традициями политического поведения и оральными основами социальных отношений.
Только в начале XIX в. персоноцентризм стал представлять в России заметную социальную величину, и весь XIX в. про–шел под знаком развития, совершенствования, укрепления этой породы, расширения ее социальной базы.
В каждой цивилизации существуют свои моральные про–блемы, определенные конкретными историческими усло–виями, но все они так или иначе являются различными граня–ми общих моральных проблем человека. Политика, с одной стороны, представляет собой сферу повышенного морального риска, где легко можно соблазниться властью над людьми, пре–имуществами морального цинизма, лицемерия, грязного поли–тиканства, неразборчивости в избрании средств достижения да–же весьма нравственных целей.
Но с другой стороны, это сфера, где морализирование пре–краснодушное также очень легко показывает свою совершен–ную бесполезность.
Стоит только политике захотеть воспитать своих заблуд–ших подданных в духе высоких нравственных принципов, воз–награждать добродетельных и подвергать наказанию пороч–ных, как она станет воспринимать себя как наивысшую нравственную инстанцию, и здесь рано или поздно ей начнут угрожать провалы, западни утопичности или даже приманки тоталитаризма.
- Даниил Александрович Аникин, Светлана Геннадиевна Зубанова Этика. Конспект лекций лекция № 1. Основные понятия этики
- 1. Понятие этики
- 2. Этика и мораль как предмет этики
- 3. Этические ценности
- Лекция № 2. Античная этика
- 1. Этика софистов и ее критика Сократом
- 2. Этическое учение Платона
- 3. Этика Аристотеля
- 4. Эллинистические школы и зарождение индивидуальной этики
- Лекция № 3. Этика Средневековья
- 1. Основные положения христианской этики
- 2. Августин Блаженный и теологическое обоснование морали
- 3. Синтетическая этика ф. Аквинского
- Лекция № 4. Этика Возрождения
- 1. Антихристианская этика э. Роттердамского
- 2. Скептическая этика м. Монтеня
- Лекция № 5. Этика Нового времени
- 1. Этика б. Спинозы. Аксиоматический метод доказательства морали
- 2. Рациональная этика р. Декарта
- 3. Этика к. А. Гельвеция. Общее благо
- Лекция № 6. Этические учения в немецкой классической философии
- 1. Этика и. Канта.
- 2. Гегель и метафизические основания этики
- 3. Антропологическая этика л. Фейербаха
- Лекция № 7. Неклассические концепции этики
- 1. Этика а. Шопенгауэра
- 2. Волюнтаристская этика ф. Ницше
- Лекция № 8. Этические учения в русской философии
- 1. Этика и философия всеединства. В. С. Соловьев
- 2. Проблема свободы и обоснование этических проблем. Н. А. Бердяев
- 3. Этика непротивления злу л. Н. Толстого
- Лекция № 9. Этика XX века
- 1. Этические искания в экзистенциальной философии
- 2. Аналитическая философия. Анализ морального языка
- 3. Принципы справедливости Дж. Ролза
- Лекция № 10. Политическая этика
- 1. Мораль и политика
- 2. Этика политического лидера
- 3. Демократический строй и проблема формирования новой этики
- Лекция № 11. Хозяйственная этика
- 1. Предпринимательская (деловая) этика
- 2. Корпоративная этика
- 3. Благотворительность
- Лекция № 12. Экологическая этика
- 1. Природа и общество: эволюция взаимоотношений
- 2. Экологический кризис и формирование экологической этики
- 3. Концепция устойчивого развития
- Лекция № 13. Насилие и ненасилие
- 1. Понятие насилия и ненасилия
- 2. Война: морально-этические проблемы
- 3. Насилие и государство
- Лекция № 14. Смертная казнь
- 1. Исторические предпосылки возникновения смертной казни
- 2. Преступление и наказание: этический аспект
- 3. Этические аргументы против смертной казни
- Лекция № 15. Биоэтика
- 1. Биоэтика и медицинская этика. Клятва Гиппократа
- 2. Проблема эвтаназии
- 3. Пересадка органов и клонирование: нравственные проблемы