3. Деловая этика
Можно выявить следующие основные объекты, отношения, которые образуют деловую культуру как систему: само дело и личность в нем; другие люди (работники, партнеры, потребители, поставщики); общество (в лице государства, его представителей, законов, общественного мнения, де-лового сообщества, других социальных групп); природа (см. рис. 1).
Рис. 1. Основные объекты отношений в системе деловой культуры
ЛИЧНОСТЬ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА | |||
дело мотивация цели средства профессия"Я" в деле | другие люди партнеры потребители социальные группы "правила игры" | общество государство чиновники законы | природа экологические проблемы регионов экологические проблемы страны глобальные проблемы экологии |
Общая теоретическая схема деловой культуры - это своеобразный "скелет", который в реальной жизни "обрастает плотью" социальных форм: традиций, правил, ритуала, этикета, привычек, порожденных конкретной социокультурной ситуацией.
Отдельно взятый деловой человек в России является носителем ценностей всех перечисленных ниже уровней. В общечеловеческом плане он, так же как и его коллеги во всем мире, высоко ценит в партнере его надежность, порядочность и профессионализм. В плане цивилизационном он принадлежит к евразийской культуре и поэтому по своему характеру больше тяготеет к коллективизму, чем к индивидуализму. В плане конфессиональном ему, как наследнику православной культуры, должны быть весьма близки идеи благотворительности и меценатства. В плане национальных традиций он ставит личные, неформальные отношения выше формальных, контактных. Наконец, в плане профессиональном он является продуктом и участником социального процесса переходного периода, когда борьба за выживание является навязанной ему доминантой поведения и требует ориентации на сиюминутные результаты и сугубо прагматические ценности. "Соединения всех этих планов и уровней приводит к тому, что российский менеджер или предприниматель напоминает русскую матрешку, но разделить ее на раздельные куклы можно лишь теоретически".
В последние 10-15 лет значительно выросло количество исследований в области этики деловых отношений, или этики бизнеса. Особенность современной ситуации в области деловой культуры состоит в том, что и ученые, и практики почти пришли к согласию в вопросе определяющей роли нравственных принципов в регуляции деловых отношений. Широко распространяется мнение, что прибыль не всегда оправдывает средства ее получения. В этой связи возникает закономерный вопрос о соотношении деловой культуры, этики и деловой этики.
Деловая этика - это одновременно часть этики как науки о нравственности и морали и в прикладном плане - система конкретных этических принципов, регулирующих деловые отношения. Поэтому в первом своем значении она логически оказывается шире деловой культуры. Однако во втором своем значении деловая этика, составляя ядро деловой культуры, является ее частью. Это говорит о размытости границ между этикой в целом, деловой этикой и деловой культурой, а также о том, что нельзя рассматривать ни одну часть этого "триумвирата" в отрыве от двух других.
Так как понятие этики ассоциируется с правилами, стандартами поведения, ценностями, честностью, хорошими и плохими поступками, соответственно и в сфере деловой этики никто не сомневается, что в деловом партнере ценят в первую очередь надежность, порядочность, умение выполнить обещания. Именно этими качествами были известны во всем мире российские купцы и промышленники. Дореволюционная Россия имела прочные экономические и торговые связи со всеми странами Старого и Нового Света, и "крепкое" слово русского купца было знаменито не меньше российских мехов или золота. До 1917г. российская деловая культура была частью общемировой. Однако, как показывает практика, сегодня многие российские бизнесмены охотнее соглашаются вести бизнес с зарубежными, чем с отечественными партнерами. В тоже время американцы, по данным некоторых исследований, предпочитают иметь дело прежде всего с американцами, англичанами, канадцами, а немцы, например, - с немцами, скандинавами, а также с американцами. И хотя западные предприниматели высоко оценивают интеллектуальный и природный потенциал России, им не всегда бывает легко найти общий язык с российскими партнерами. Увы, современным российским предпринимателям зачастую отказывают в надежности, компетентности, порядочности, т.е. в качествах, необходимых для того, чтобы гарантировать предсказуемость действий партнера и соответственно планировать перспективы взаимодействия с ним.
Результаты современных исследований дают возможность получить следующее представление об оптимальном социально-психологическом и морально-этическом портрете идеального менеджера и предпринимателя. "Технологически" его характеризуют следующие первостепенные качества.
-
Инициативность и способность вести поиск возможностей (видит и использует новые или необычные деловые возможности; действует до того, как его вынудят к этому события).
-
Упорство и настойчивость (готов предпринимать неоднократные попытки, чтобы встретить вызов или преодолеть препятствие; меняет стратегии, чтобы достичь цели).
-
Готовность к риску (предпочитает ситуации "вызова" или умеренного риска; взвешивает риск; предпринимает действия, чтобы уменьшить риск и контролировать результаты).
-
Ориентация на эффективность и качество (находит путь выпускать продукцию лучше, быстрее и дешевле; стремится достичь совершенства, улучшить эффективность работы).
-
Вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы; берется за дело вместе с работниками или вместо них).
-
Целеустремленность (ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение; постоянно ставит и корректирует краткосрочные задачи).
-
Стремление быть информированным (сам собирает информацию о клиентах, поставщиках, конкурентах; использует в этих целях личные и деловые контакты).
-
Умение систематически планировать и наблюдать (планирует, разбивая крупные задачи на подзадачи; следит за финансовыми показателями и использует их во время принятия решений; разрабатывает или использует способы наблюдения за выполнением работы).
-
Способность устанавливать связи и убеждать (использует гибкую стратегию для влияния на людей и убеждения их, а также деловые и личные контакты как средство достижения своих целей).
-
Уверенность в своих силах и независимость (стремиться к независимости от влияния других людей; полагается лишь на себя в сложной ситуации; верит в свою способность выполнять трудные задачи).
Сегодня считается, что вопрос этики деловых отношений является одним из наиболее значимых вопросов, с которыми сталкивается самоуправляющее общество. Одним из проявлений этого и стало широкое распространение кодексов этики (или поведения) и систем ценностей компаний и предприятий. В последнее время это привело к двум дополнительным следствиям: во-первых, к расширению публичных обсуждений администраторами корпораций этических проблем и методов их решения и, во-вторых, к приложению творческих усилий, для того чтобы эффективно поддерживать этическую политику, направленную на обеспечение этически приемлемых действий.
Что касается корпоративной этики, совершенно очевидно, что основную роль в ее поддержании и развитии играет высшая администрация. Чтобы добиться соответствующих результатов, руководитель и его окружение должны быть явно и неуклонно привержены этическим принципам и лидировать в поддержании и обновлении систем ценностей своей организации. Руководители компаний считают необходимым выражать эту приверженность самыми разными способами - в директивах, заявлениях о внутренней политике организации, речах, публикациях и прежде всего в своих действиях.
Хотя круг проблем в кодексах и правилах варьирует в разных областях промышленности, существует общий список проблем, которые решаются на этической основе.
-
Безусловная честность в следование закону.
-
Безопасность и качество продукции.
-
Конфликты интересов.
-
Практика найма.
-
Честность при продаже/маркетинге.
-
Финансовая отчетность.
-
Отношения с поставщиками.
-
Назначение цен, предъявление счетов и заключение контрактов.
-
Торговля ценными бумагами/использование внутренней информации.
-
Выплаты в целях получения новых возможностей для бизнеса.
-
Приобретение и использование информации, касающейся других людей и организаций.
-
Безопасность.
-
Политическая деятельность.
-
Защита окружающей среды.
-
Интеллектуальная собственность.
Говоря о морально-этических проблемах, возникающих в процессе экономической деятельности корпораций ведущих стран, можно выделить несколько крупных областей, где эти проблемы возникают: это отношение к природе, к качеству продукции, к власти, к персоналу (рабочим и сотрудникам) и в его среде, к социальным проблемам, к глобальным проблемам и, наконец, к своим партнерам по деловому общению (клиентам, поставщикам и т.п.).
Важнейшим в этом плане следует считать принятие представителями деловых и научных кругов Америки, Европы, Азии "Принципов ведения бизнеса", что было осуществлено на очередном заседании "Круглого стола группы Ко" в 1994г. в Швейцарии.
В "Принципах ведения бизнеса" предпринята попытка выделить то общее, что оценивается в самых различных деловых культурах как этически одобряемое поведение.
Возможно, они станут основой для международного этического кодекса делового поведения - своеобразного свода заповедей для менеджеров и предпринимателей, желающих войти в деловую элиту
Принцип 1. Ответственность бизнеса: не ограничивается интересами вкладчиков, а учитывает интересы всех участников деловых отношений. Принцип 2. Экономическое и социальное влияние бизнеса: поощрение инноваций, стремление к справедливости и мировому сообществу. Принцип 3. Деловое поведение: от буквы закона к духу доверия. Принцип 4. Уважение правил. Принцип 5. Поддержка многосторонних торговых отношений. Принцип 6. Забота об окружающей среде. Принцип 7. Избегание незаконных операций.
В основе этических принципов лежат два основополагающих постулата, один из которых является центральным в западной культуре, другой - в восточной. Первый - постулат о человеческом достоинстве личности как высшей ценности, второй - постулат об общем (коллективном) благе как цели индивидуальной жизни и деятельности. Таким образом, в "Принципах" соединяются две системы - индивидуалистическая и коллективистская (общинная).
- . Этические принципы и основы делового общения
- Культура делового общения
- 3. Деловая этика
- Этика речевой коммуникации а) Этика и речь
- Б)речевой этикет
- 6. Этика и виды речевой деятельности
- А) Этика письменной речи
- Б) Этика устной речи
- В) Этика слушания
- 7. Деловой этикет Истоки делового этикета
- Приемы в деловых отношениях
- Подготовка и приглашение на прием
- Форма одежды
- Правила рассадки за столом.Сбор гостей
- Сервировка стола, меню
- Сервировка места гостя
- Обслуживание на "обеде"
- Речи и тосты на "обеде"
- Застольная беседа