Лекция № 8. Этические учения в русской философии
Самобытные черты этических исканий русской филосо–фии оформились в XIX—XX вв., в то время, когда националь–ное этическое сознание достаточно определилось. Сначала может показаться, что этическое наследие философов данно–го периода представляет собой своеобразную мозаику из раз–розненных учений, и лишь при более пристальном изучении обнаруживаются объединяющие закономерности, связанные прежде всего со своеобразием русского философствования, рус–ской идеей. Как одно из ярких проявлений можно привести вы–сказывание Ф. М. Достоевского о том, что «русская идея» со–держится в «осуществлении всех идей». Большая степень общих закономерностей содержится также в определении гра–ниц двух основных тенденций развития русского этического мышления. Одна из них олицетворяет тяготение к материали–стическому толкованию морали, наиболее ярко реализуясь в воззрениях русских революционных демократов; другая со–риентирована на идеалистическую концепцию. Именно вто–рое направление будет рассмотрено далее.
Идеалистическое направление русской этики, для которой период конца XIX – начала XX вв. оказался своеобразной эпохой Возрождения, чрезвычайно многообразно и много–цветно, при этом ключевые его идеи все-таки достаточно тра-диционны для религиозного истолкования нравственности. Рус–ская идеалистическая этика является чрезвычайно сложным, во многом уникальным явлением духовной культуры, достойна от–дельного разговора, и в данной лекции необходимо лишь в самом общем виде закрепить некоторые ее проявления.
Самыми интересными, с точки зрения развития этиче–ской мысли, считают такие направления в идеалистиче–ской ветви русской философии, как философия «все–единства» (В. С. Соловьев, С. Н. Трубецкой, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк) и экзистенциальная философия (Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев). В этих учениях этика является центром иссле–довательских интересов мыслителей. А предложенные ими идеи очень оригинальны и во многом созвучны духовным ис–каниям настоящего времени. Русские идеалисты стремились решить главные вопросы бытия. Хотя порой и противоречи–вое, но чрезвычайно яркое, самобытное наследие российских философов свидетельствует об усилиях осмыслить удел чело–века в мире, извечные проблемы свободы и творчества, смер–ти и бессмертия.
Если выделять некоторые общие характеристики способа философствования этих мыслителей, то в первую очередь сле–дует обратить внимание на иррационалистическую тенден–цию, в той или иной мере выразившуюся в их творчестве. Она во многом была обусловлена комплексом как социально-эко–номических, так и идейно-теоретических условий.
Кризисное состояние Российской империи, значительное обострение социальных противоречий породили обесценива–ние нравственных установок и идеологическую пустоту, кото–рую чем-то необходимо было заполнить. Российская интелли–генция, уверенная в необходимости кардинальных перемен, мучительно отыскивала ответ на вопрос: что же делать? Или, как сформулировал С. Франк: «Что делать мне и другим, что–бы спасти мир и впервые оправдать свою жизнь».
Неразбериха, сам неразумный характер российской дей–ствительности того времени порождали сомнение в возмож–ности рационального познания мира, стремление к иным (сверхрациональным или внерациональным) способам осво–ения сущности бытия.
В этом поиске русская идеалистическая этика развивалась от умеренного иррационализма (философы «всеединства») к открытому иррационализму (Н. Бердяев) и антирациона–лизму (Л. Шестов). Религиозно-мистическая форма россий–ского идеализма предполагала значительную роль религии, без которой просто невозможно было существование высших ценностей. С. Булгаков отмечал, что «определяющей силой в духовной жизни человека является его религия…».
Ведя речь о панэтизме, необходимо отметить, что для иде–алистической мысли данной эпохи был характерен «этиче–ский перекос», т. е. доминирование этической проблематики. Причин этого самобытного явления в духовной жизни рос–сийского общества немало, основные из них связаны с перео–ценкой ценностей, попыткой решить социально-экономиче–ские проблемы идейными, теоретическими средствами. Предпочтение при этом отдавалось нравственным мерам.
Так как они признавались главными в общественной жиз–ни, то создавались разнообразные проекты нравственного об–новления целого мира, а этике отводили главную роль во всей системе философского знания. «Построение философской этики как высшего судилища всех человеческих стремлений и деяний есть… важнейшая задача современной мысли».
Общей мыслью русских идеалистов стала убежденность в необходимости именно божественного освящения нрав–ственности, по этой причине все этические проблемы рассма–тривались ими в религиозном ключе.
- Даниил Александрович Аникин, Светлана Геннадиевна Зубанова Этика. Конспект лекций лекция № 1. Основные понятия этики
- 1. Понятие этики
- 2. Этика и мораль как предмет этики
- 3. Этические ценности
- Лекция № 2. Античная этика
- 1. Этика софистов и ее критика Сократом
- 2. Этическое учение Платона
- 3. Этика Аристотеля
- 4. Эллинистические школы и зарождение индивидуальной этики
- Лекция № 3. Этика Средневековья
- 1. Основные положения христианской этики
- 2. Августин Блаженный и теологическое обоснование морали
- 3. Синтетическая этика ф. Аквинского
- Лекция № 4. Этика Возрождения
- 1. Антихристианская этика э. Роттердамского
- 2. Скептическая этика м. Монтеня
- Лекция № 5. Этика Нового времени
- 1. Этика б. Спинозы. Аксиоматический метод доказательства морали
- 2. Рациональная этика р. Декарта
- 3. Этика к. А. Гельвеция. Общее благо
- Лекция № 6. Этические учения в немецкой классической философии
- 1. Этика и. Канта.
- 2. Гегель и метафизические основания этики
- 3. Антропологическая этика л. Фейербаха
- Лекция № 7. Неклассические концепции этики
- 1. Этика а. Шопенгауэра
- 2. Волюнтаристская этика ф. Ницше
- Лекция № 8. Этические учения в русской философии
- 1. Этика и философия всеединства. В. С. Соловьев
- 2. Проблема свободы и обоснование этических проблем. Н. А. Бердяев
- 3. Этика непротивления злу л. Н. Толстого
- Лекция № 9. Этика XX века
- 1. Этические искания в экзистенциальной философии
- 2. Аналитическая философия. Анализ морального языка
- 3. Принципы справедливости Дж. Ролза
- Лекция № 10. Политическая этика
- 1. Мораль и политика
- 2. Этика политического лидера
- 3. Демократический строй и проблема формирования новой этики
- Лекция № 11. Хозяйственная этика
- 1. Предпринимательская (деловая) этика
- 2. Корпоративная этика
- 3. Благотворительность
- Лекция № 12. Экологическая этика
- 1. Природа и общество: эволюция взаимоотношений
- 2. Экологический кризис и формирование экологической этики
- 3. Концепция устойчивого развития
- Лекция № 13. Насилие и ненасилие
- 1. Понятие насилия и ненасилия
- 2. Война: морально-этические проблемы
- 3. Насилие и государство
- Лекция № 14. Смертная казнь
- 1. Исторические предпосылки возникновения смертной казни
- 2. Преступление и наказание: этический аспект
- 3. Этические аргументы против смертной казни
- Лекция № 15. Биоэтика
- 1. Биоэтика и медицинская этика. Клятва Гиппократа
- 2. Проблема эвтаназии
- 3. Пересадка органов и клонирование: нравственные проблемы