В) Этика слушания
Правила для слушающего обобщил Ю.П. Богачев в книге по культуре речи.
1. Слушание выдвигается на первый план, когда люди хотят достичь согласованности в действиях. Если кто-либо обратился к вам с речью, необходимо прервать дела, чтобы выслушать его. Конечно, вступивший в контакт должен чувствовать, можно ли делать собеседником занятого человека. Поэтому в служебной обстановке неэтично отрывать от дела работника; в транспорте лучше обратиться с вопросом не к тому, кто занят чтением, а к стоящему просто так. Отсюда правило этикета: отдайте предпочтение слушанию перед другими видами деятельности.
2. Слушая, уважительно и терпеливо относитесь к говорящему. Старайтесь выслушать внимательно и до конца. Даже если приходится слушать, с вашей точки зрения, не вовремя и говорящий, как вам кажется, несет чепуху.
Если же в данный момент выслушать совершенно невозможно, тактично перенесите беседу на другое время, аргументировано сославшись на свою занятость. Не выслушать младшего - в семье, на службе - значит нарушить важнейшее правило этики общения. Не выслушать старшего - просто проявить элементарную грубость.
3. Выслушивая собеседника, не перебивайте его, не сбивайте с мысли, не вставляйте каких-либо замечаний, не переводите слушание в собственное говорение.
4. Слушая, поставьте в центр внимания говорящего и его интересы. Дайте ему проявить себя в речи. Вербально и невербально подчеркивайте заинтересованность в общении с ним.
5. Следует уметь вовремя оценить речь собеседника, согласиться или не согласиться с ним, ответить на поставленный вопрос. Иначе говоря, необходимо умело сочетать в себе роль слушающего с ролью говорящего.
6. Не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, обращенную к другому. Но если тот, к кому направлены слова, не реагирует, что, конечно, вне правил ведения речи, то другой слушающий может взять на себя ответ, тем самым спасая положение в обшей беседе.
- . Этические принципы и основы делового общения
- Культура делового общения
- 3. Деловая этика
- Этика речевой коммуникации а) Этика и речь
- Б)речевой этикет
- 6. Этика и виды речевой деятельности
- А) Этика письменной речи
- Б) Этика устной речи
- В) Этика слушания
- 7. Деловой этикет Истоки делового этикета
- Приемы в деловых отношениях
- Подготовка и приглашение на прием
- Форма одежды
- Правила рассадки за столом.Сбор гостей
- Сервировка стола, меню
- Сервировка места гостя
- Обслуживание на "обеде"
- Речи и тосты на "обеде"
- Застольная беседа