3. Кодексы компьютерной этики: общая характеристика основополагающих принципов.
Компьютерная этика, по сути, связана с решением прикладных проблем преимущественно в тех областях, отношения в которых не регулируются законодательно. Ее цель состоит в том, чтобы достигнуть практически применимого решения на основе некоторых этических принципов и правил обобщенного характера, но важное место занимает и анализ конкретных случаев. Наиболее яркое свое воплощение компьютерная этика получила в области разработки кодексов. В США первый кодекс компьютерной этики был разработан в 1979 году. Принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры, учёные и технологи результатами своей деятельности определяют качество и условия жизни всех людей в информационном обществе. Поэтому в преамбуле кодекса подчёркивается жизненно важная необходимость соблюдения всех норм этики при разработке и эксплуатации средств информационных технологий. Впоследствии были разработаны и приняты кодексы во многих других организациях США, связанных со сферой информационных технологий, таких как «Ассоциация разработчиков компьютерных технологий» (АСМ), «Ассоциация менеджеров информационных технологий» (DPMA), «Ассоциация пользователей информационных технологий в США» (1ТАА), «Ассоциация сертифицированных компьютерных профессионалов» (ICCP). На основе этических стандартов, используемых в кодексах, «Международная федерация по информационным технологиям» (IFIP) рекомендовала принять кодексы компьютерной этики национальным организациям других стран с учётом местных культурных и этических традиций.
Предварительные исследования по данной проблеме показали, что практически все существующие кодексы по компьютерной этике опираются на общечеловеческие ценности. Они не регламентируют выполнение конкретных действий, совершаемых в той или иной ситуации, а создают основу для принятия индивидуальных нравственных решений. Особую важность выполнение норм моральных кодексов приобретает в тех областях профессиональной деятельности людей, в которых они имеют дело с конфиденциальной информацией, например, в банковской сфере или сфере здравоохранения. Это связано не только с тем, что появляется соблазн использовать приватную информацию в своих корыстных целях, но и с высокой ценой возможных ошибок, совершаемых без злого умысла, просто по невнимательности.
Указанные принципы нашли отражение в «Национальном кодексе деятельности в области информатики и телекоммуникаций», разработанном Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в 1996 г., но основное его содержание связано с регламентацией, прежде всего, экономических и правовых отношений в сфере информационных технологий. Согласно этому кодексу, в котором нравственные установки отражены лишь косвенным образом, юридические и физические лица, действующие в области информатики и телекоммуникаций, добровольно принимают на себя следующие бессрочные обязательства: 1) не производить, не копировать и не использовать программные и технические средства, не приобретённые на законных основаниях; 2) не нарушать признанные нормы авторского права; 3) не нарушать тайны передачи сообщений, не практиковать вскрытие информационных систем и сетей передачи данных; 4) не извлекать прибыль от использования товарного знака, принадлежащего другой фирме или продукции.
Действенность подобных кодексов во многом определяется уровнем самосознания каждого индивида, отношением общества к той или иной моральной проблеме, мерой и способом социального воздействия в случаях нарушения предписанных установок. В США, Австралии, Великобритании и некоторых других странах созданы институты, исследующие проблемы социального воздействия компьютерных технологий на личность и общество, разрабатывающие соответствующие рекомендации и методы их внедрения в общественное сознание, в учебных заведениях вводятся специальные курсы по компьютерной (информационной) этике. Нормы и принципы, изложенные в различных кодексах, отражают прикладной характер компьютерной этики. В их основе лежат некоторые традиционные, общепринятые этические представления, выступающие критерием оценки отдельных поступков.
Выводы
Инфоэтика - дисциплина, исследующая моральные проблемы, возникающие в связи с развитием и применением информационных технологий.
Можно выделить следующие направления этических исследований в сфере информационных технологий: компьютерная этика, инфоэтика, виртуальная этика, сетевая этика, киберэтика, нэтикет, корпоративная этика интернет-сообществ (в том числе, и научных). Такое многообразие требует выработки этических кодексов в сфере информационных технологий.
Традиционные этические представления аксиологичны и антропоцентричны, то есть они, в основном, описывают взаимоотношения между людьми, в то время как проблемы компьютерной этики не предполагают непосредственной формы этих отношений, а поэтому к ним, в известной степени, неприменимы. Решение прикладных этических проблем в сфере информационных технологий неизбежно приведет к философской рефлексии, выводящей указанную проблематику на более высокий теоретический уровень.
- Основы эстетики и этики
- Лекция1. Этика как практическая философия: предмет, структура, современные проблемы и задачи
- 2.Ключевые понятия этики: общая характеристика. Словарь рабочих терминов.
- 3. Объект и предмет этики как практической философии.
- 4. Структура и актуальные проблемы этики.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Лекция2. Основные этапы развития этики
- 1.Типология этических учений.
- 2.История этических учений: общая характеристика.
- 1.Типология этических учений.
- 2. История этических учений: общая характеристика.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 3.Происхождение морали: от «талиона» к «золотому правилу». Исторические типы развития морали
- 2.Исторические условия происхождения морали: от «талиона» к «золотому правилу».
- 3. Исторические типы развития морали.
- Ценностные основания капитализма и социализма
- 4.Проблема морально-нравственного прогресса: оптимизм и пессимизм.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция4.Сущность и специфика морали. Структура и функции морали
- 2. Специфика морали.
- 3. Структура морали.
- Моральная оценка.
- Система моральных требований.
- Система моральных требований.
- Элементарные правила поведения. Этикет.
- 4. Функции морали.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция5.Мораль и нравственность: проблема единства и различий
- 1.Мораль и нравственность: сравнительный анализ понятий.
- 2.Современная духовно-нравственная ситуация: к вопросу о типологии духовно-нравственных культур.
- 1. Мораль и нравственность: сравнительный анализ понятий.
- 2.Современная духовно-нравственная ситуация.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция5.Аксиологические категории этики.
- 1.Нравственные ценности: общая характеристика и место в системе духовных ценностей.
- 2.Аксиологические категории этики.
- 1. Нравственные ценности: общая характеристика и место в системе духовных ценностей.
- 2.Аксиологические категории этики.
- Выводы Таким образом, представив этическое учение в качестве теории нравственных ценностей, можно сформулировать следующие выводы:
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 7. Экзистенциальные категории этики
- 2. Проблема определения цели и смысла жизни человека.
- 3.Проблематика биоэтики в сфере моральной регуляции.
- 3. Смертная казнь: морально-нравственный аспект.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция8. Деловая этика: основные проблемы и задачи
- 2. Деловая этика как вид профессиональной этики
- 3. Этические принципы и нормы в деловых отношениях.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 9.Этические проблемы в сфере информационных технологий
- 2. Этические проблемы в информационной сфере: общая характеристика.
- 3. Кодексы компьютерной этики: общая характеристика основополагающих принципов.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Список литературы:
- 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19