1. Природа и общество: эволюция взаимоотношений
Экологическая этика – это направление междисциплинар–ных исследований, предметом которых являются нравствен–ные и духовные стороны отношений человека и общества к природе. В англоязычной и североевропейской литературе экологическая этика – это набирающее силу направление фи-лософско-этических исследований, ориентированное на пе–ресмотр ценностных основ западной цивилизации, на изме–нение целостного развития человека и ограничение его жизнедеятельности на Земле.
Общеизвестно, что первостепенное воздействие человека на среду связывается с его орудийной деятельностью, энергово–оруженностью и с умением накапливать, хранить и передавать поколениям информацию. Эти три элемента характеризуют в конечном счете отличие людей от других живых существ, со–гласованность действий человека с биосферными процесса–ми, вероятность нахождения собственного места в биосфере экологически определенными методами.
Люди стали использовать простейшие орудия примерно 3 млн лет назад. С этим временем можно связать зачатки его характерного влияния на среду. В дальнейшем орудийная дея–тельность усовершенствовалась, и общий эффект воздействия ее на среду постепенно увеличивался. Количество энергии, затрачиваемой на обеспечение потребностей человека, также возрастало, и именно этот показатель рассматривается обыч–но как энерговооруженность.
Известно также, что для удовлетворения собственно био–логических нужд человеку, как и другим, очень близким к не–му по размеру видам, хватит 2500—3000 ккал энергии в сутки.
В тот период, когда человек занимался собирательством, он получал с пищей и тратил для обеспечения жизнедеятель–ности такое же количество энергии. Сегодня существование среднестатистического человека связывают с использованием 80—100 тыс. ккал энергии в сутки. А в индустриально разви–тых странах ежедневный среднедушевой расход энергии равен 250—300 тыс. ккал. По выражению В. Небела, существование человека в современном мире при переводе затрачиваемой энергии на силу мускульную обеспечивается трудом 80– 100 рабов. В результате численность населения Земли если ее привести к биологической мерке, следует увеличить в 80—100 раз.
К тому же по воздействию на среду энергия технического общества очень отличается от мускульной. Это неминуемо приводит к нарушению функционирования экосистем, за–грязнению среды и другим антиэкологичным издержкам Биологический коэффициент численности населения должен быть приумножен еще в десятки и сотни раз.
В литературе также можно встретить следующие факторы согласованной деятельности человека с законами и принци–пами общей экологии.
1. Изменение границ оптимальных и лимитирующих фак–торов. Человек может изменять силу действия и число лими–тирующих факторов и сужать или расширять границы средних значений факторов среды.
2. Изменение факторов, которые регулируют численность популяции. Человек снял или отчасти разрушил практически все природные механизмы популяционного гомеостаза по от–ношению к своей популяции. Абиотические причины почти не сказываются на его численности.
3. Воздействие на функционирование экосистем. Некото–рые экосистемы и их крупные блоки человек практически полностью уничтожил. В других человек существенно нару–шает свойственные им процессы, принципы, закономерности развития (цепи питания, воздействие на динамику экосистем, изменение границ экологических ниш).
4. Воздействие человека на функционирование живого ве–щества в биосфере. Одним из главных результатов деятельно–сти человека является нарушение механизмов существования живого вещества и его функций, в частности: константность живого вещества; транспортная и рассеивающая функции жи–вого вещества, деструкционная и концентрационная функ–ции. Например, усиление человеком деструкционных явле–ний в биосфере (в тысячи раз по сравнению с природными процессами) совершается в результате извлечения ресурсов из недр и использования поверхности литосферы.
5. Последствия отличий темпов социального и техническо–го прогресса. Социальная составляющая в наше время являет–ся определяющей в деятельности человека, его воздействии на среду. Для социальных и техногенных структур характерна низкая экологическая эффективность. Из ресурсов извлекают лишь 2—3% необходимого человеку продукта. Такие явления в большей степени объясняются несоответствием темпов ра–звития социальных и технических структур.
6. Изменение временного фактора формирования био–сферных процессов. Период развития биосферы, который связан с деятельностью человека, рассматривается при этом как «ноогенез». Ему предшествовал период «биогенеза». Эти периоды нельзя сравнить ни по продолжительности, ни по интенсивности видоизменения биосферных процессов.
7. Отчужденность человека от естественной среды. Дей–ствия человека нарушают временной фактор в развитии био–сферных процессов, а также приводят к отчужденности от природы, подчинению ее своим целям.
- Даниил Александрович Аникин, Светлана Геннадиевна Зубанова Этика. Конспект лекций лекция № 1. Основные понятия этики
- 1. Понятие этики
- 2. Этика и мораль как предмет этики
- 3. Этические ценности
- Лекция № 2. Античная этика
- 1. Этика софистов и ее критика Сократом
- 2. Этическое учение Платона
- 3. Этика Аристотеля
- 4. Эллинистические школы и зарождение индивидуальной этики
- Лекция № 3. Этика Средневековья
- 1. Основные положения христианской этики
- 2. Августин Блаженный и теологическое обоснование морали
- 3. Синтетическая этика ф. Аквинского
- Лекция № 4. Этика Возрождения
- 1. Антихристианская этика э. Роттердамского
- 2. Скептическая этика м. Монтеня
- Лекция № 5. Этика Нового времени
- 1. Этика б. Спинозы. Аксиоматический метод доказательства морали
- 2. Рациональная этика р. Декарта
- 3. Этика к. А. Гельвеция. Общее благо
- Лекция № 6. Этические учения в немецкой классической философии
- 1. Этика и. Канта.
- 2. Гегель и метафизические основания этики
- 3. Антропологическая этика л. Фейербаха
- Лекция № 7. Неклассические концепции этики
- 1. Этика а. Шопенгауэра
- 2. Волюнтаристская этика ф. Ницше
- Лекция № 8. Этические учения в русской философии
- 1. Этика и философия всеединства. В. С. Соловьев
- 2. Проблема свободы и обоснование этических проблем. Н. А. Бердяев
- 3. Этика непротивления злу л. Н. Толстого
- Лекция № 9. Этика XX века
- 1. Этические искания в экзистенциальной философии
- 2. Аналитическая философия. Анализ морального языка
- 3. Принципы справедливости Дж. Ролза
- Лекция № 10. Политическая этика
- 1. Мораль и политика
- 2. Этика политического лидера
- 3. Демократический строй и проблема формирования новой этики
- Лекция № 11. Хозяйственная этика
- 1. Предпринимательская (деловая) этика
- 2. Корпоративная этика
- 3. Благотворительность
- Лекция № 12. Экологическая этика
- 1. Природа и общество: эволюция взаимоотношений
- 2. Экологический кризис и формирование экологической этики
- 3. Концепция устойчивого развития
- Лекция № 13. Насилие и ненасилие
- 1. Понятие насилия и ненасилия
- 2. Война: морально-этические проблемы
- 3. Насилие и государство
- Лекция № 14. Смертная казнь
- 1. Исторические предпосылки возникновения смертной казни
- 2. Преступление и наказание: этический аспект
- 3. Этические аргументы против смертной казни
- Лекция № 15. Биоэтика
- 1. Биоэтика и медицинская этика. Клятва Гиппократа
- 2. Проблема эвтаназии
- 3. Пересадка органов и клонирование: нравственные проблемы