1. Нравственные ценности: общая характеристика и место в системе духовных ценностей.
Этика как теория ценностей исходит из фундаментального разделения: на сферу бытия и сферу должного. Нравственные ценности выражают должное, и поэтому субъективно они предстают для человека как требования, подлежащие исполнению.
Аксиология (от греч. «axios» — ценность, «logos»-cлово) - это учение о ценностях; философская теория ценностей, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков.
Что такое ценность?
• это «смысл, лежащий над всяким бытием» (Г.Риккерт);
• это «определенное отношение между субъектом и объектом, не реализованная, но требующая своей реализации возможность» (О.Г. Дробницкий);
• это «жизненная и практическая установка людей; то, что для них свято» (П.С. Гуревич);
• это способ «интерпретации человеческого бытия в его непосредственной данности»; «…в ценностях выражаются, а со стороны субъекта переживаются основные сущностные смыслы человеческого бытия»(Б.В. Орлов; Н.К. Эйнгорн);
• это «это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту… Мир ценностей представляется как система, в которой ценности разных видов находятся в исторически обусловленных структурных отношениях» (М.С. Каган).
Многие исследователи указывают на невозможность окончательного определения понятия «ценность», поскольку ни одно из них не передает до конца смысла, который связывается у нас с этим словом. В чем заключается специфика эстетических и нравственных ценностей? На этот вопрос нам предстоит ответить в ходе изучения данного раздела.
Прежде чем обратиться к анализу основных аксиологических категорий, мы должны поставить еще более важный вопрос: что такое нравственная ценность? Всякий раз, когда мы судим о поступке с точки зрения нравственности, мы предполагаем данность ценности, чего-то значимого самого по себе. Если мы попытаемся представить себе совершенно нейтральный мир, то нам станет ясно, что в таком мире все потеряло бы смысл.
Макс Шелер полагал, что предметом исследования этики являются ценности. Этика, по Шелеру, должна ответить на вопрос "Что есть высшее благо?".
Каково место нравственных ценностей в иерархии духовных ценностей? Ценности существуют сами по себе, т.е. априорно. В отношении друг к другу они являются высшими и низшими и тем самым образуют некую иерархию - определенный порядок ценностей. Под относительными понимаются ценности, соотнесенные с воспринимающими их существами; а под абсолютными - "те, которые существуют для "чистого" чувства (предпочтения, любви). К последним относятся нравственные ценности. Порядковый ранг ценности постигается в особом акте познания, который Шелер называет предпочтением. Собственно мораль, говорит Шелер, это и есть «система правил предпочтения ценностей», которая, в свою очередь, выражается в "конкретных оценках народа и эпохи" и раскрывается как "нравственная конституция" последних.
Наиболее значимой для нас в свете изучения аксиологической проблематики является "Этика" Н. Гартмана (1926г.). Теория морали здесь также представлена как общая теория ценностей. Мораль как ценностный феномен содержит в себе все характеристики, присущие ценностям вообще. Она идеальна, существует объективно сама по себе и, вместе с тем, в отличие от «не-ценностных» идеальных объектов (например, математических) или законов природы (которым также присуще идеальное бытие), всегда соотнесена с субъектом. Ценности предстают перед нами в разных формах своего существования: во-первых, идеально, a priori, сами по себе, во-вторых, актуально, в границах сущего, в-третьих, реально, реализуясь в деяниях человека. Гартман подразделяет все разнообразие нравственных ценностей на два вида: основные и частные. Первый вид ценности - основание для всех нравственных ценностей, и центральное место среди них принадлежит благу, которому подчиняются ценности благородства, полноты и чистоты. Важная особенность этих ценностей - это то, что они характеризуют самые разные способы поведения, а не какое-то специфическое поведение. Частные ценности, их Гартман называет "ценностями-добродетелями", не имеют строгой объединяющей характеристики. Они соотносятся с отдельными видами деятельности. Частные ценности подразделены на три группы. Первую образуют ценности античной морали - справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; к этой группе Гартман добавляет еще и аристотелевские добродетели, задаваемые принципом «золотой середины». Вторую - ценности "культурного круга христианства", и здесь философ отходит от традиционного порядка "богословских", или христианских добродетелей: веры, надежды, любви. Для Н. Гартмана христианские добродетели – это: (1) любовь к ближнему, (2) правдивость и искренность, (3) надежда и верность, (4) доверие и вера, (5) скромность, смирение, (6) ценности внешнего обхождения. Третью группу образуют иные, никак не специфицируемые по своим характеристикам ценности - любовь к дальнему, дарящая добродетель и личная любовь.
Как М. Шелер и Н. Гартман, Д. фон Гильдебранд рассматривает этику как теорию ценностей. Нравственные ценности - это одна из разновидностей ценностей, наряду с интеллектуальными и эстетическими. К ним относятся смирение, непорочность, целомудрие, справедливость, любовь и т.д.
Что является отличительными признаками нравственных ценностей?
Первым главным признаком нравственных ценностей является то, что они с необходимостью предполагают личность. Нравственно хорошими или плохими могут быть только реальные личности, их действия или установки. Поэтому в качестве первой важнейшей черты нравственных ценностей констатируется, что они по своей сути являются ценностями личности.
Признак, отличающий нравственные ценности от всех остальных, заключается в том, что человек несет за них ответственность. Мы порицаем человека за то, что он жаден, нравственно нечистоплотен или несправедлив, но не вменяем ему в вину то, что он, например, бездарен или не полон жизни. Связь с ответственностью является фундаментальной чертой нравственных ценностей, отличающей их от всех остальных ценностей.
Все нравственные ценности предполагают свободу личности. Только благодаря свободному выбору человек может быть нравственно хорошим или плохим.
Нравственные ценности связаны с совестью. Когда мы понимаем, что совершили нечто дурное в нравственном смысле, в нашей душе звучит беспокойный голос, который мы называем «совестью». Этот неумолимый голос, обращенный к нам, нарушает наше душевное равновесие и обременяет нас несравнимым ни с чем грузом. Конечно, нас может огорчать и наша интеллектуальная несостоятельность; мы можем чувствовать собственную физическую неполноценность. Но такие депрессивные состояния имеют совершенно другой характер по сравнению со страшной дисгармонией, которую вызывает неспокойная «нечистая совесть».
Все нравственные ценности носят обязательный характер: их отсутствие или недостаток знаменуют большую или меньшую несостоятельность личности.. Кажется совершенно естественным, что отдельный человек не может обладать всеми интеллектуальными талантами, но каждый обязан обладать всеми нравственными достоинствами. Совершенно естественно, когда кто-нибудь заявляет: «Я музыкант, но у меня нет никаких философских способностей» или: «Моя область — наука, а искусство для меня – закрытая область». Однако настолько же нелепо, если кто-нибудь скажет: «Мое дело — справедливость; нравственная чистота — это дело других». Разделение достоинств между разными людьми, совершенно естественное в отношении всех остальных личностных ценностей, не касается нравственной сферы. Здесь все нравственные достоинства обязательны для каждого человека.
Наличие и отсутствие нравственных ценностей связано с сознанием заслуги или вины и, соответственно, с наградой и наказанием.
В сфере ценностей существует не только определенная шкала, но и иерархическая последовательность, позволяющая нам говорить о более высоких и более низких ценностях или — в связи с соответствующей ценностью — о более высоком и более низком благе. Мы можем, следуя Д. фон Гильдебранду, сказать, что в человеке его духовное богатство и глубина благороднее, чем его неисчерпаемые жизненные силы и темперамент.
Какие сферы включает в себя нравственный мир личности?
Первая — это сфера поступков. Некоторые философы даже ограничивают всю нравственность этой сферой. Эта сфера управляется волей, поскольку любой поступок обязательно является результатом волевого акта. Ко второй сфере относятся конкретные ответы: прежде всего, эмоциональные ответы: раскаяние, любовь, надежда, уважение, радость или такие акты, как прощение, благодарность и пр. Многие наши нравственные оценки связаны именно с подобными актами. Мы относимся с уважением к нравственно благородному восторгу, к акту благодарности. Нас волнует нравственная красота глубокого раскаяния; мы хвалим глубину любви, решимость достигнуть нравственного совершенства. Третьей фундаментальной сферой нравственности являются постоянные качества характера личности, т. е. область добродетелей и пороков. Это подлинная сердцевина нравственности. Здесь мы обнаруживаем такие нравственные достоинства, как великодушие, целомудрие, правдивость, справедливость, смирение. Философия Античности и Средневековья всегда видела в этой сфере средоточие и вершину всей нравственности. Каждая из этих областей имеет полноценное независимое нравственное значение, и мы не можем ни одну из них рассматривать всего лишь в качестве предпосылки или благоприятного обстоятельства для двух остальных. Характеризуя нравственные установки отдельной личности, Д. фон Гильдебрандт, предлагает типологию «нравственных характеров»:
Борющийся тип: это тип человека, который принципиально готов следовать нравственно значимым ценностям и подчиняться их требованиям. Главные его враги: гордыня и чрезмерная чувственность. Иногда человек может победить, в другой раз — стать их жертвой.
Несознательный тип: это тип человека, который в зависимости от своей индивидуальности и ситуации проявляет либо нравственно благородные, либо дурные установки. Он не занимает никакой окончательной, сознательно выраженной позиции по отношению к вопросам нравственности.
Человек компромисса: этот тип людей все же не хочет полностью проходить мимо требования нравственно значимых ценностей, но и не хочет отказаться от удовлетворения своей гордыни и чувственности. Это отношение смешано со многими элементами гордыни и чувственности, но тем не менее нравственно значимые ценности играют определенную роль в жизни таких людей.
Идолопоклонник: для данного типа характерны фанатизм и чрезмерное рвение в следовании нравственным ценностям. Идолопоклонник верит в величие своего кумира. Он не пытается обмануть других, он обманывает сам себя.
Непостоянный человек: это тип людей, у которых ценностные установки и гордыня или чувственность сменяют друг друга, причем и то, и другое проявляется в ярко выраженном виде и переход от одного к другому довольно резок. Таким людям не хватает постоянства в ценностных предпочтениях.
В отечественной философской традиции проблема ценности начинает целенаправленно разрабатываться с 60-х годов XX века (В.П. Тугаринов, А.В. Гулыга, М.С. Каган, Л.Н. Столович). Важным шагом в разработке проблем ценности в рамках этики стали монографии О.Г. Дробницкого «Мир оживших предметов», Б.В. Орлова и Н.К.Эйнгорн «Духовные ценности: проблема отчуждения». Нравственные ценности, как утверждают авторы, являясь духовными ценностями, в экзистенциальном плане, обнаруживают некоторое сходство с эстетическими ценностями: в формах ответственности, счастья, добродетельности и др. воплощается «чувственно-конкретная и смысловая интерпретация человеческого бытия в его непосредственной данности». И эстетические, и нравственные ценности «одинаково предельны…, потому что выражают смысл жизни субъекта…». Если эстетические ценности характеризуют субъект-объектные и субъект-субъектные отношения, то нравственные сконцентрированы на субъект-субъектном отношении: на восприятии своего бытия через бытие Другого и обретении себя в Другом.
Рассмотрев основные варианты осмысления этического учения в качестве теории ценностей, обратимся к анализу основных аксиологических категорий этики.
- Основы эстетики и этики
- Лекция1. Этика как практическая философия: предмет, структура, современные проблемы и задачи
- 2.Ключевые понятия этики: общая характеристика. Словарь рабочих терминов.
- 3. Объект и предмет этики как практической философии.
- 4. Структура и актуальные проблемы этики.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Лекция2. Основные этапы развития этики
- 1.Типология этических учений.
- 2.История этических учений: общая характеристика.
- 1.Типология этических учений.
- 2. История этических учений: общая характеристика.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 3.Происхождение морали: от «талиона» к «золотому правилу». Исторические типы развития морали
- 2.Исторические условия происхождения морали: от «талиона» к «золотому правилу».
- 3. Исторические типы развития морали.
- Ценностные основания капитализма и социализма
- 4.Проблема морально-нравственного прогресса: оптимизм и пессимизм.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция4.Сущность и специфика морали. Структура и функции морали
- 2. Специфика морали.
- 3. Структура морали.
- Моральная оценка.
- Система моральных требований.
- Система моральных требований.
- Элементарные правила поведения. Этикет.
- 4. Функции морали.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция5.Мораль и нравственность: проблема единства и различий
- 1.Мораль и нравственность: сравнительный анализ понятий.
- 2.Современная духовно-нравственная ситуация: к вопросу о типологии духовно-нравственных культур.
- 1. Мораль и нравственность: сравнительный анализ понятий.
- 2.Современная духовно-нравственная ситуация.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция5.Аксиологические категории этики.
- 1.Нравственные ценности: общая характеристика и место в системе духовных ценностей.
- 2.Аксиологические категории этики.
- 1. Нравственные ценности: общая характеристика и место в системе духовных ценностей.
- 2.Аксиологические категории этики.
- Выводы Таким образом, представив этическое учение в качестве теории нравственных ценностей, можно сформулировать следующие выводы:
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 7. Экзистенциальные категории этики
- 2. Проблема определения цели и смысла жизни человека.
- 3.Проблематика биоэтики в сфере моральной регуляции.
- 3. Смертная казнь: морально-нравственный аспект.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция8. Деловая этика: основные проблемы и задачи
- 2. Деловая этика как вид профессиональной этики
- 3. Этические принципы и нормы в деловых отношениях.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 9.Этические проблемы в сфере информационных технологий
- 2. Этические проблемы в информационной сфере: общая характеристика.
- 3. Кодексы компьютерной этики: общая характеристика основополагающих принципов.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Список литературы:
- 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19