logo
54

1. Нравственные ценности: общая характеристика и место в системе духовных ценностей.

Этика как теория ценностей исходит из фундаментального разделения: на сферу бытия и сферу должного. Нравственные ценности выражают должное, и поэтому субъективно они предстают для человека как требования, подлежащие исполнению.

Аксиология (от греч. «axios» — ценность, «logos»-cлово) - это учение о ценностях; философская теория ценностей, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков.

Что такое ценность?

• это «смысл, лежащий над всяким бытием» (Г.Риккерт);

• это «определенное отношение между субъектом и объектом, не реализованная, но требующая своей реализации возможность» (О.Г. Дробницкий);

• это «жизненная и практическая установка людей; то, что для них свято» (П.С. Гуревич);

• это способ «интерпретации человеческого бытия в его непосредственной данности»; «…в ценностях выражаются, а со стороны субъекта переживаются основные сущностные смыслы человеческого бытия»(Б.В. Орлов; Н.К. Эйнгорн);

• это «это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту… Мир ценностей представляется как система, в которой ценности разных видов находятся в исторически обусловленных структурных отношениях» (М.С. Каган).

Многие исследователи указывают на невозможность окончательного определения понятия «ценность», поскольку ни одно из них не передает до конца смысла, который связывается у нас с этим словом. В чем заключается специфика эстетических и нравственных ценностей? На этот вопрос нам предстоит ответить в ходе изучения данного раздела.

Прежде чем обратиться к анализу основных аксиологических категорий, мы должны поставить еще более важный вопрос: что такое нравственная ценность? Всякий раз, когда мы судим о поступке с точки зрения нравственности, мы предполагаем данность ценности, чего-то значимого самого по себе. Если мы попытаемся представить себе совершенно нейтральный мир, то нам станет ясно, что в таком мире все потеряло бы смысл.

Макс Шелер полагал, что предметом исследования этики являются ценности. Этика, по Шелеру, должна ответить на вопрос "Что есть высшее благо?".

Каково место нравственных ценностей в иерархии духовных ценностей? Ценности существуют сами по себе, т.е. априорно. В отношении друг к другу они являются высшими и низшими и тем самым образуют некую иерархию - определенный порядок ценностей. Под относительными понимаются ценности, соотнесенные с воспринимающими их существами; а под абсолютными - "те, которые существуют для "чистого" чувства (предпочтения, любви). К последним относятся нравственные ценности. Порядковый ранг ценности постигается в особом акте познания, который Шелер называет предпочтением. Собственно мораль, говорит Шелер, это и есть «система правил предпочтения ценностей», которая, в свою очередь, выражается в "конкретных оценках народа и эпохи" и раскрывается как "нравственная конституция" последних.

Наиболее значимой для нас в свете изучения аксиологической проблематики является "Этика" Н. Гартмана (1926г.). Теория морали здесь также представлена как общая теория ценностей. Мораль как ценностный феномен содержит в себе все характеристики, присущие ценностям вообще. Она идеальна, существует объективно сама по себе и, вместе с тем, в отличие от «не-ценностных» идеальных объектов (например, математических) или законов природы (которым также присуще идеальное бытие), всегда соотнесена с субъектом. Ценности предстают перед нами в разных формах своего существования: во-первых, идеально, a priori, сами по себе, во-вторых, актуально, в границах сущего, в-третьих, реально, реализуясь в деяниях человека. Гартман подразделяет все разнообразие нравственных ценностей на два вида: основные и частные. Первый вид ценности - основание для всех нравственных ценностей, и центральное место среди них принадлежит благу, которому подчиняются ценности благородства, полноты и чистоты. Важная особенность этих ценностей - это то, что они характеризуют самые разные способы поведения, а не какое-то специфическое поведение. Частные ценности, их Гартман называет "ценностями-добродетелями", не имеют строгой объединяющей характеристики. Они соотносятся с отдельными видами деятельности. Частные ценности подразделены на три группы. Первую образуют ценности античной морали - справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; к этой группе Гартман добавляет еще и аристотелевские добродетели, задаваемые принципом «золотой середины». Вторую - ценности "культурного круга христианства", и здесь философ отходит от традиционного порядка "богословских", или христианских добродетелей: веры, надежды, любви. Для Н. Гартмана христианские добродетели – это: (1) любовь к ближнему, (2) правдивость и искренность, (3) надежда и верность, (4) доверие и вера, (5) скромность, смирение, (6) ценности внешнего обхождения. Третью группу образуют иные, никак не специфицируемые по своим характеристикам ценности - любовь к дальнему, дарящая добродетель и личная любовь.

Как М. Шелер и Н. Гартман, Д. фон Гильдебранд рассматривает этику как теорию ценностей. Нравственные ценности - это одна из разновидностей ценностей, наряду с интеллектуальными и эстетическими. К ним относятся смирение, непорочность, целомудрие, справедливость, любовь и т.д.

Что является отличительными признаками нравственных ценностей?

В сфере ценностей существует не только определенная шкала, но и иерархическая последовательность, позволяющая нам говорить о более высоких и более низких ценностях или — в связи с соответствующей ценностью — о более высоком и более низком благе. Мы можем, следуя Д. фон Гильдебранду, сказать, что в человеке его духовное богатство и глубина благороднее, чем его неисчерпаемые жизненные силы и темперамент.

Какие сферы включает в себя нравственный мир личности?

Первая — это сфера поступков. Некоторые философы даже ограничивают всю нравственность этой сферой. Эта сфера управляется волей, поскольку любой поступок обязательно является результатом волевого акта. Ко второй сфере относятся конкретные ответы: прежде всего, эмоциональные ответы: раскаяние, любовь, надежда, уважение, радость или такие акты, как прощение, благодарность и пр. Многие наши нравственные оценки связаны именно с подобными актами. Мы относимся с уважением к нравственно благородному восторгу, к акту благодарности. Нас волнует нравственная красота глубокого раскаяния; мы хвалим глубину любви, решимость достигнуть нравственного совершенства. Третьей фундаментальной сферой нравственности являются постоянные качества характера личности, т. е. область добродетелей и пороков. Это подлинная сердцевина нравственности. Здесь мы обнаруживаем такие нравственные достоинства, как великодушие, целомудрие, правдивость, справедливость, смирение. Философия Античности и Средневековья всегда видела в этой сфере средоточие и вершину всей нравственности. Каждая из этих областей имеет полноценное независимое нравственное значение, и мы не можем ни одну из них рассматривать всего лишь в качестве предпосылки или благоприятного обстоятельства для двух остальных. Характеризуя нравственные установки отдельной личности, Д. фон Гильдебрандт, предлагает типологию «нравственных характеров»:

В отечественной философской традиции проблема ценности начинает целенаправленно разрабатываться с 60-х годов XX века (В.П. Тугаринов, А.В. Гулыга, М.С. Каган, Л.Н. Столович). Важным шагом в разработке проблем ценности в рамках этики стали монографии О.Г. Дробницкого «Мир оживших предметов», Б.В. Орлова и Н.К.Эйнгорн «Духовные ценности: проблема отчуждения». Нравственные ценности, как утверждают авторы, являясь духовными ценностями, в экзистенциальном плане, обнаруживают некоторое сходство с эстетическими ценностями: в формах ответственности, счастья, добродетельности и др. воплощается «чувственно-конкретная и смысловая интерпретация человеческого бытия в его непосредственной данности». И эстетические, и нравственные ценности «одинаково предельны…, потому что выражают смысл жизни субъекта…». Если эстетические ценности характеризуют субъект-объектные и субъект-субъектные отношения, то нравственные сконцентрированы на субъект-субъектном отношении: на восприятии своего бытия через бытие Другого и обретении себя в Другом.

Рассмотрев основные варианты осмысления этического учения в качестве теории ценностей, обратимся к анализу основных аксиологических категорий этики.