1.1 Характеристика деловой речи
Красноречие -- важнейший признак профессиональной пригодности современного руководителя. Искусству говорить надо учиться. Прежде всего, следует освоить основные принципы речевого воздействия.
В деловой речи используются следующие принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, интенсивность.
· Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного и производственного опыта. Следует принимать во внимание социальный состав аудитории (пенсионеры, молодежь, женщины, научные работники). Эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной информации, достоверность.
· Ассоциативность означает вызов сопереживаний и соразмышлений, который достигается обращением к эмоциональной и рациональной памяти слушающих. Для этого используются такие приемы, как аналогии, ссылки на прецеденты, образность высказывания.
· Сенсорность предусматривает широкое использование цвета, света, звука, рисунков, моделей в коммуникационном общении. Чем основательнее и разностороннее задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее проникает информация в психику людей и процесс ее освоения идет в ней активнее.
· Экспрессивность предполагает эмоциональную напряженность речи, ее эмоциональный подтекст, выразительность мимики, жестов, позы выступающего. Такая изнутри идущая раскрытость выступающего свидетельствует о его полной самоотдаче.
· *Интенсивность характеризует темп подачи информации, степень подвижности выступающего во время общения. Нужно учитывать темперамент людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации личную заинтересованность в ней.
Эти принципы коммуникационного общения обретают наибольшую выразительность при умелом использовании риторического инструментария. Данный риторический инструментарий выступает в виде следующего набора коммуникационных эффектов: визуального имиджа, первых фраз, аргументации, квантового выброса информации, интонации и паузы, художественной выразительности, релаксации, дисперсии.
Эффект визуального имиджа рассчитан на впечатление от внешнего вида выступающего. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный, открытый взгляд -- все это оказывает на людей положительное воздействие до начала речи выступающего.
Эффект первых фраз, как правило, закрепляет или корректирует первоначальное впечатление от выступающего. Главным критерием эффекта первоначальных фраз является заключенная в них привлекательная информация. Очень важно при подготовке к выступлению определить основные социальные группы аудитории, настроение и ожидания, особенности эмоционального склада.
Эффект аргументации основан на логике выступления, которая придает ему обоснованность и убедительность. Если логика -- это внутренняя организация речи, то ее внешней стороной является теоретическая и практическая аргументация. К теоретической аргументации относятся научные положения, концепции, к практической -- конкретные факты, цифры, статистические данные.
Эффект квантового выброса информации является одним из действенных риторических приемов для поддержания внимания аудитории. Он основан на заранее продуманном размещении по всей речи новых мыслей и аргументов.
Эффект интонации и паузы весьма доступный и продуктивный по результату риторический инструмент. Специалисты утверждают, что интонация и паузы способствуют 10-15% приращению информации. Придание слову или фразе определенной голосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих людей определенные ассоциации.
Эффект художественной выразительности связан с умением превращать мысли в соответствующие слова, грамотно строить предложения, соблюдать правила словоударений.
Эффект релаксации используется оратором в помощь слушателям. Важное значение имеет умение слушать. Чем сложнее выступление, тем большие усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Цель эффекта релаксации снять эмоциональную напряженность. Классическим примером этого является юмор.
Эффект дисперсии. Приведем такие данные: если за 100% обозначить замысел выступления, то его словесную форму обретает 90%, из которых 80% получили устное звучание, при этом 70% были услышаны аудиторией, из объема услышанной информации поняты были 60%, а в памяти осталось около 25%.
Таким образом, коммуникационный процесс -- это не переливание информации из одного сосуда в другой. Ему свойственны непрерывная утеря информации и субъективное искажение.
Можно выделить несколько практических рекомендаций руководителям и специалистам:
· Следить за правильным употреблением слов, их произношением, ударением. Если вы не уверены в произношении или употреблении какого-либо слова, обращайтесь к словарю ударений, толковому и орфоэпическому словарям.
· Избегать многословия, канцеляризмов, штампов.
· Не использовать без необходимости иностранные слова. Неправильное или параллельное употребление иностранной лексики ведет, как правило, к ненужным повторениям, например, «промышленная индустрия», когда в слове «индустрия» уже заключено понятие «промышленная».
· Не забывать, что безликие конструкции часто прикрывают нежелание брать на себя ответственность, самостоятельно думать.
· Необходимо избавляться от слов, засоряющих речь: «так сказать», «понимаете», «вот», «скажем гак».