logo
Деловое общение и культура речи

Заключение

Удельный вес устной речи в служебном общении значителен, а следовательно, ее роль чрезвычайно велика. Конечно, о профессионализме мы судим не по словам, а по делам, но, тем не менее, культура речи занимает очень важную роль.

Деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела. Предметом делового общения является дело, целью -- организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности. Цели могут быть личные и общие. Они реализуются посредством этико-психологических принципов делового общения. Также выделяют функции делового общения: аффективно-коммуникативную (перцептивную), информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную (интерактивную). Деловое общение складывается в единстве трех сторон: общение как восприятие, общение как коммуникация, общение как взаимодействие. Основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество.

Слово - один из важнейших элементов воздействия на подчиненных в процессе управления. Красноречие -- важнейший признак профессиональной пригодности современного руководителя. Искусству говорить надо учиться.

Деловая риторика является инструментарием коммуникативного воздействия, включающим в себя убеждение, внушение и подражание. Его практическое назначение -- придать коммуникационному общению воздействие на мысли и чувства людей.

Прежде всего, следует освоить основные принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, интенсивность. Они обретают наибольшую выразительность при умелом использовании риторического инструментария. Данный риторический инструментарий выступает в виде следующего набора коммуникационных эффектов: визуального имиджа, первых фраз, аргументации, квантового выброса информации, интонации и паузы, художественной выразительности, релаксации, дисперсии.

Многие считают, что речь всего лишь оформляет мысли человека и его житейский опыт и является вспомогательным средством делового общения. Но это далеко не так, от культуры речи зависят результаты деловых переговоров, а при публичном выступлении -- степень убежденности аудитории в правоте ваших слов. Люди, как правило, не замечают, что даже их поведение программируется теми словами, которые они употребляют.

Существуют определенные средства, позволяющие сделать нашу речь более выразительной, яркой и эмоциональной. Они включают в себя следующее: варьирование тональностью выступления, выделение главных мыслей, постановка в ходе выступления риторических вопросов, использование форм диалога, призыв к действиям, включение образных сравнений или поговорок или пословиц, использование примеров, применение повторов, демонстрация заинтересованности и убежденности.

Речевое поведение проявляется в процессе общения и имеет следующие характеристики: качество голоса, манера речи; скорость речи, громкость голоса; произношение слов, артикуляция; окраска звучания голоса, модуляция речи, ритмичное говорение.

Библиография

1. Государственная служба: Культура поведения и деловой этикет. -- М.: РАГС, 2008.

2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурных коммуникаций. -- М.: 2013

3. Дружинина В.Н., Психология. -- СПб.: Питер, 2012.

4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. -- М., 2013.

5. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П., Грамматика общения. -- Л.:ЛГУ, 2010.

6. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. -- М., 2014.

7. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. -- М., 2009.

8. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. -- Ростов-на-Дону, 2007.

9. Рогозин Ю.П. Секреты общения. -- М.: Знание. 2011.