1. Особенности бизнеса
В любой стране мира есть свои особенности, поэтому самое главное -- знание местных условий. А узнать их без языка невозможно. Поэтому у меня было большое преимущество перед многими: португальский, помимо испанского, английского и итальянского, -- это мой основной иностранный язык. В Латинской Америке также говорят на испанском, итальянском, английском. Плюс, конечно, знание специфики внешнеторговых операций и правильное этичное ведение бизнеса. За границей особенно важно то, как ты ведешь бизнес. Если по всем законам деловой этики, то в принципе, перспективы развития у тебя очень хорошие.
-- Я бы сказал, что это такой русский феномен, наше изобретение, что ли. У них есть пословица: "Для друзей -- все, для врагов -- закон". Но под "все" подразумевается все то, что разрешено. Один крупный американский бизнесмен начинал свой бизнес в Бразилии с того, что проник в элиту бразильского бизнеса, в так называемый закрытый клуб. Понятно, что подобные отношения связывают крупный бизнес во многих странах.
-- Много особенностей в межличностных отношениях. Как у всех "латиносов" -- отсутствие пунктуальности. Плюс-минус час опозданием не считается. С точки зрения общения они, наверное, более открыты, очень любознательны. Их интересует все, начиная от того, как ты живешь, чем занимаешься, какое у тебя хобби, что ты любишь, на каких языках говоришь, где бывал, какое вино пьешь… Они стремятся создать для себя картину характера человека.
В чем особенность бизнеса в Бразилии?
-- Дело в том, что сейчас мировой бизнес ведется по общим правилам, нормам ведения переговоров и пр. И эти правила, в общем-то, известны всем и в любой точке мира. Поэтому и принцип ведения переговоров одинаков везде. Возможно, в Бразилии это происходит в более простой и легкой форме, к примеру, в виде каких-то дружеских бесед, которые ведут к продолжению контактов и далее к сделкам. В любом случае ты должен заинтересовать собеседника, а бразильцы очень любопытны.
Открыто обсуждаются многие вопросы или возможности, которые не всегда оговариваются в контракте по каким-либо причинам, но в дальнейшем соблюдаются. Это общепринятая практика.
А можно ли отыграть ситуацию назад, если, скажем, на переговорах кто-то из членов делегации сделал очень большие уступки в чем-то или упустил важный момент?
Вернуться можно, но опять-таки это вопрос этики бизнеса. Если ты уже какие-то условия подтвердил, то отказываться от них не принято. Это не приветствуется и может привести к каким-то негативным последствиям. Как правило, если о чем-то договорились, то эти условия выполняются.
Связь с политиками играет роль в бизнесе?
Понятия "административный ресурс" в Латинской Америке нет. В Бразилии бизнес стоит выше политики. Понятно, что политические деятели занимаются общими вопросами развития страны, но бизнес есть бизнес. В политику в этих странах приходят из бизнеса. Там, я бы сказал так, нет карьерных политиков. Бизнес-элита назначает правительство.
Какие особенности управления работниками на местных предприятиях?
В Бразилии есть закон, защищающий интересы местного рынка труда. Так, на каждого иностранца компания должна принять на работу четырех местных жителей. Конечно, это осложняет работу иностранцев в Бразилии. Поэтому, когда я приехал в страну, ценой для компании было четыре человека, которых взяли вместе со мной. И это обязательное условие. Через какое-то время я получил гражданство, и на меня это правило больше не распространялось.
Есть какое-то отличие бразильских менеджеров от европейских, российских?
Бразильские менеджеры более целенаправленные, жадные к карьерному успеху. В основной своей массе бразильцы -- достаточно бедная нация. И карьерный рост для них очень важен. Он напрямую связан с материальным благополучием, возможностями образования.
Честность в бизнесе очень важна. Иностранцы, работающие в России, на вопрос о том, что не нравится в персонале, хоть и пытаются уйти от честного ответа, признаются, что это необязательность, отсутствие правила четко следовать прописанным договоренностям, букве закона. Если написано в инструкции, что надо прийти в 7 утра в банк, потому что в 7:15 приходят клиенты, то так должно и быть -- без вариантов пробок, крепкого сна, поздних переговоров и прочее.
Не скажу, что это только российская особенность. Вернусь к вопросу этики бизнеса. Она подразумевает честность, принципиальность, открытость. Бизнес в России -- понятие очень молодое. Сегодня бизнесом занимается вся страна. Но еще 20-25 лет назад даже понятия собственного бизнеса не было. Поэтому немногие пока готовы принять западную этику бизнеса. У нас нет пока этой школы. Конечно, она зарождается, но корней еще не имеет. В отличие от Запада многие вещи у нас не попадают под определение деловой этики.
Некоторые топ- менеджеры говорят, что российским людям можно доверять все, кроме собственности. Что можно сказать о бразильцах? Можно им доверить крупную собственность?
В этом им можно доверять. Кстати, в Бразилии одним из самых злостных преступлений считается покушение на чужую собственность и неуплата алиментов. Эти два экономических преступления однозначно ведут к тюремному заключению.
Говорят, что уровень низового криминала в Бразилии достаточно высок. Да и статистика по количеству аварий схожа с нашей.
Бразильцы по своему характеру гонщики. Если знаете, в истории Бразилии было несколько чемпионов мира по скоростным гонкам. Они любят машины, гонки, быструю жизнь. Но на трассах в Бразилии нет полицейских, вот, в чем разница. В основном движение регулируется посредством камер, а штрафы приходят автоматически. И никакого оправдания не существует. Полицейские занимаются только действительно вопросами безопасности жителей. Налоговая система очень серьезная. И неуплата налогов -- одно из очень жестко наказуемых преступлений. В общей сложности в налоговую часть уходит где-то около 41%-43 % от общих доходов. Имеется в виду совокупность всех налогов.
Дело в том, что эти налоги возвращаются тебе за счет нормальной системы медицинского обслуживания, образования, системы помощи безработным, поддержания жилого фонда, строительства дорог и пр. Они реально возвращаются, в отличие от того, как это происходит у нас.
Каждый, кто занимается бизнесом в Латинской Америке, в той или иной степени известен, понятен, открыт, к тому же по нему можно собрать полную информацию: как ведет бизнес, с кем работает, как рассчитывается, как поступает в тех или иных случаях. Составить представление о бизнесмене там достаточно просто. Как платишь налоги, были ли у тебя какие-то конфликты с налоговыми органами и так далее.
Вообще в Бразилии система ведения бизнеса очень четко отрегулирована. Есть так называемые банки данных. Если человек где-то не заплатил вовремя по кредиту, то это пятно фактически висит на нем всю жизнь. И может быть дан лишь один или два шанса, чтобы эту запись снять. Вся информация стекается в государственную информационную службу Бразилии. Если ты в своей бизнес-жизни кого-то подвел, то это зафиксировано, а если это зафиксировано, то путь для получения кредита тебе закрыт, кредитные карты ты не получишь, для устройства на работу тебе будет нужен очень сильный поручитель. Поэтому для бразильцев сам факт несвоевременной уплаты, или, как мы говорим, возможность "кинуть партнера", чревата. Это может испортить бизнес-карьеру
Бразильцы хорошо работают без контроля или нужна система?
Разумеется, система нужна. Если ты хочешь эффективно работать, а это, простите, путь к выживанию, конечно, нужен контроль. Мне повезло, что я смог в свое время создать такую систему контроля в компании. Каждому были понятны цели, задачи и обязанности.
В Бразилии есть пословица, которая звучит так: "Создавать сложности, чтобы продавать легкости".
- Деловые переговоры
- Деловые переговоры.
- Деловые переговоры
- Деловые переговоры
- 22 Деловые переговоры
- Деловые переговоры.
- Деловые переговоры
- Тема 9. Культуры, ориентированные на взаимоотношения – формальные - полихронные - экспрессивные: арабы, египтяне, турки, греки, бразильцы, мексиканцы
- 7) Деловые переговоры. Этапы переговоров.