14. Хаос и гармония.
Энтропия - властительница вселенной. Во всем неживом мире в ходе всякого природного процесса нарастает хаос. Жизнь как бы существует в обратном времени. Когда-то Гегель, иллюстрируя мысль о случайности, спрашивал: сколько раз нужно рассыпать наборный шрифт, чтобы из букв сложилась строфа «Илиады»? По случайности хаос может родить гармонию, но не в масштабах высокой поэзии. Впрочем, сама жизнь есть грандиозная высокая гармония, случайно и необходимо рожденная хаосом. Древние атомисты представляли себе этот процесс так: изначально потоки атомов летели во вселенной параллельно друг другу. Один из атомов самопроизвольно отклонился от параллельного движения, столкнулся с двигавшимся рядом и заставил его тоже отклониться и столкнуться с соседним атомом - так начался хаос, из которого и родилась гармония - мир звезд, планет и вещей. Если бы мы проделали предложенный Гегелем опыт, несколько изменив условия, мы бы получили модели обоих процессов: бытия неорганической природы (энтропии) и развития жизни (рождения гармонии из хаоса). Жизнь как антитеза всей природе, противотечение вселенной.
- 1. Предмет и задачи эстетики. Место эстетики в системе гуманитарного знания.
- 2. Эстетика античного мира.
- 3. Средневековая эстетика.
- 4. Эстетика Просвещения.
- 5. Немецкая классическая эстетика (конец XVIII – начало XIX в.).
- 6. Развитие эстетических идей в России.
- 7. Основные тенденции развития европейской эстетической мысли (вторая половина XIX–XX вв.)
- 8. Категории эстетики. Эстетическое.
- 9. Прекрасное – как основная категория эстетики.
- 10. Возвышенное
- 11. Трагическое.
- 12. Комическое.
- 13. Безобразное, низменное, ужасное.
- 14. Хаос и гармония.
- 17. Художественный образ и его характеристики.
- 19. Этапы художественного процесса.
- 20. Художественные направления.
- 21. Эстетическое сознание XX в.
- 22. Эстетическое воспитание личности: цели и задачи.