2. Эстетика античного мира.
Классическая античная эстетика развивалась в период VII – IV в. до н.э. В общем, становление античной эстетики можно охарактеризовать как цикличное развитие эстетических концепций: Пифагора, который вводит понятие космоса как упорядоченного единства(6 век до н.э.), софистов, которые создают атропологическую эстетику и идеалистического учения Платона, где понимание прекрасного представлено в идее прекрасного, в эйдосе.
Именно в античности берут начало практически все эстетические категории, то есть те наиболее общие признаки. С их помощью описываются процессы художественного творчества, структура произведений искусства, природы и механизмы художественного восприятия. «Для характеристики эстетически совершенного явления античность придумала собственную категорию «калокагатия», что означает единство прекрасного и нравственного. Эстетически прекрасное, таким образом, понималось и как эстетически-нравственное в своей основе, как средоточие всех совершенных качеств, включая истинное, справедливое или иные превосходные ипостаси. Такое понимание, несомненно, обнаруживает целостность, присущую восприятию античного человека, для которого чувственный, телесный компонент прекрасных объектов органично совмещался с высоким духовным, символичным содержанием.»
В античной эстетике был поставлен ряд вопросов о сущности искусства, о средствах и целях эстетического воспитания, о содержании основных категорий эстетики. «Б.Р.Виппер в своей книге «Искусство Древней Греции» указывает на следующие три черты, свойственные античному искусству. Это, во-первых, логика, присущая произведениям греческого искусства, чувство меры, стремление к экономии средств. Во-вторых, агональные тенденции, постоянная потребность в соревновании, в борьбе противоположных направлений, в индивидуальном подходе. И в-третьих, это тенденция к наглядному, образному, пластическому выражению.» Помимо того, что античная эстетика носит пластический и телесный характер, необходимо также отметить другую ее особенность - античная эстетика утверждает принцип соизмеримости и соразмерности. Этот принцип пронизывает все представления об искусстве, гармонии и космосе.
- 1. Предмет и задачи эстетики. Место эстетики в системе гуманитарного знания.
- 2. Эстетика античного мира.
- 3. Средневековая эстетика.
- 4. Эстетика Просвещения.
- 5. Немецкая классическая эстетика (конец XVIII – начало XIX в.).
- 6. Развитие эстетических идей в России.
- 7. Основные тенденции развития европейской эстетической мысли (вторая половина XIX–XX вв.)
- 8. Категории эстетики. Эстетическое.
- 9. Прекрасное – как основная категория эстетики.
- 10. Возвышенное
- 11. Трагическое.
- 12. Комическое.
- 13. Безобразное, низменное, ужасное.
- 14. Хаос и гармония.
- 17. Художественный образ и его характеристики.
- 19. Этапы художественного процесса.
- 20. Художественные направления.
- 21. Эстетическое сознание XX в.
- 22. Эстетическое воспитание личности: цели и задачи.