Проблема физических и нравственных страданий у животного
С того момента, когда человек научился проявлять сострадание к другим людям, он стал сопереживать и с другими существами - с животными. Еще в VI в. до н.э. Пифагора приводили в ужас страдания животных, которых использовали в пищу; его мысли выразил в стихотворной форме поэт Овидий:
Люди! Убить человека нетрудно тому, кто, внимая Жалким предсмертным блеяньям, режет телят неповинных, Кто убивает ягненка, чьи слабые вопли подобны Плачу дитяти...
Другой известнейший мыслитель, основатель религии Будда (VII-VI вв. до н. э.) поставил в центре своего учения проблему страданий - и людей, и животных; главным принципом в жизни он полагал предотвращение этих страданий, или, во всяком случае, неучастие в них.
Таким образом, человек интуитивно всегда считал, что животные так же способны испытывать страдания, как и человек. Традиционное отношение к животным, несмотря на все жестокости, совершаемые по отношению к ним, подразумевает исходную близость человека и животных. Но это отношение претерпело изменение с развитием естественных наук, вивисекции и усилением влияния антропоцентризма. Механистическая теория Р. Декарта (XVI в.), отказывающая животным в способности не только думать, но и чувствовать, перекликается с рефлекторной теорией поведения животных, когда считалось, что у животных нет сознания, рассудка, что они руководствуются в своей деятельности только инстинктами и выработанными условными рефлексами.
Однако здравый смысл подсказывал людям, что животные тоже могут чувствовать боль, страдать. Проблема страданий животных в течение веков, начиная с Будды, была для многих постоянно мучившим их вопросом. Французский философ Мишель де Монтень (1533-92) первым со времени Римской империи, как указывает Питер Сингер, осудил жестокость по отношению к животным: "Среди других пороков нет другого, который я ненавидел бы больше, чем жестокость".
Проблема страданий животных волновала известного английского философа конца XVIII века Джереми Бентама. Бентам считал возможным умерщвление животных, но причинение им страданий находил недопустимым. Жестокое обращение с животными, причинение им боли - было основным вопросом, касавшимся животных, который привлекал внимание общественности с конца XVIII века.
Говоря о страданиях животных, гуманисты прошлых веков, как правило, имели в виду физические страдания. В действительности, животные также подвержены психическим стрессам - иначе это можно назвать нравственными страданиями -, как и человек. Наличие рассудка у животных позволяет им оценивать ситуацию и переживать страх за свою жизнь, жизнь их детей, предвкушать возможность получения болевых воздействий. Известно, что животные, подвергавшиеся экспериментам в лаборатории или болезненным методам лечения в клиниках, испытывают ужас перед комнатой, где им это пришлось пережить, и даже перед любым операционным столом. Отловленные бездомные собаки и кошки, как правило, находятся несколько дней в шоковом состоянии и отказываются от еды. Наблюдения этологов показали сложность поведения животных, которое включало выражение величайшей радости и величайших душевных мук.
Появление законодательства по защите животных от жестокого обращения явилось свидетельством того, что общество признало у животных способность страдать и сочло причинение им страданий безнравственным.
- Пpедисловие издателя
- Биоэтика как наука
- Биоэтика как мировоззрение
- Биоэтика как учебный предмет в вузе
- Антропоцентризм и биоцентризм
- Самостоятельная ценность животных
- Проблема права и долга в отношении к животным
- Проблема физических и нравственных страданий у животного
- Проблема владения животными
- Истоpия отношения человека к животным
- Идея единства человека и животных
- Бесправие животных
- Милосердие к животным
- Основные направления работы обществ. Два типа обществ
- Законодательство по защите животных
- Этические учения древности
- Этисты средневековья и эпохи Возрождения
- Этическая мысль в эпоху Просвещения и в начале XIX века
- Универсальная этика а. Швейцера
- Русские космисты
- Права животных
- Иудаизм
- Христианство
- Православное христианство
- Альтернатива животноводству
- Экспериментирование на животных
- Животные и развлечения
- Дикие животные. Проблемы экологии и биоэтика
- Духовная культура и биоэтика
- Прогресс как нравственный и духовный рост человека
- Сопереживание, эмпатия
- Воспитание этичного отношения к животным как часть нравственного воспитания
- Пути формирования этичного отношения к животным