Воспитание этичного отношения к животным как часть нравственного воспитания
Задача нравственного воспитания - формирование этичного человека. Как указывалось выше, этика понимается как ответственность перед окружающими в самом широком смысле. Но человек может чувствовать ответственность за окружающих и действовать в их интересах только, если он способен к сопереживанию, к восприятию чужой боли. Поэтому нравственное воспитание, в первую очередь, должно иметь задачей формирование у ребенка милосердия, доброты, способности к состраданию. Практически это сводится к созданию ситуаций, когда ребенок выступает в роли лица, совершающего акт милосердия, когда он получает удовлетворение от того, что кому-то реально помог. Для маленького ребенка таким слабейшим, нуждающимся в его добром поступке, может быть только животное. Окружающие ребенка взрослые до такой степени сильнее ребенка, что любая ситуация, когда ребенок "оказывает помощь" взрослому, страдает нарочитостью.
В отличие от взрослого, для ребенка контакты с животными гораздо более важны, потому что их уровни восприятия мира сближены, поведение тех и других носит также черты сходства; кроме того, ребенок живо познает мир и для него представляют интерес даже такие просто устроенные существа, как насекомые и другие беспозвоночные.
Ребенок легче эмпатирует, т. е. смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче поэтому сопереживать с другим существом. Известно, что дети более отзывчивы в отношении животных, более обостренно переживают то, что происходит с животными. Для детей жестокий поступок по отношению к животному воспринимается как тяжелая драма; жестокость родителей к животным иногда служила причиной отчуждения ребенка от родителей, неприязни к ним.
Следовательно, отношение детей к животным - это та область деятельности ребенка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание. Кроме прямой цели: воспитания доброго отношения к животным, уважения к их жизни, - при этом достигается и другая цель - формирование нравственного человека в целом. Милосердие, доброта, отзывчивость - это черты характера, которые являются базовой характеристикой личности, неотъемлемы от нее. Если человек научился сопереживать с другим существом - пусть это животное - он также сочувственно отнесется к чужой боли, если страдает человек.
Сейчас становится очевидным, что взаимоотношения человека с окружающим миром должны отвечать принципам универсальной этики Швейцера - человек должен уважать все живое. Это принцип биоцентризма, и в случае формирования у ребенка биоцентрического мировоззрения, выигрывает и общество: биоцентрическое мировоззрение предполагает уважение к интересам всего живого, и людей, и животных.
- Пpедисловие издателя
- Биоэтика как наука
- Биоэтика как мировоззрение
- Биоэтика как учебный предмет в вузе
- Антропоцентризм и биоцентризм
- Самостоятельная ценность животных
- Проблема права и долга в отношении к животным
- Проблема физических и нравственных страданий у животного
- Проблема владения животными
- Истоpия отношения человека к животным
- Идея единства человека и животных
- Бесправие животных
- Милосердие к животным
- Основные направления работы обществ. Два типа обществ
- Законодательство по защите животных
- Этические учения древности
- Этисты средневековья и эпохи Возрождения
- Этическая мысль в эпоху Просвещения и в начале XIX века
- Универсальная этика а. Швейцера
- Русские космисты
- Права животных
- Иудаизм
- Христианство
- Православное христианство
- Альтернатива животноводству
- Экспериментирование на животных
- Животные и развлечения
- Дикие животные. Проблемы экологии и биоэтика
- Духовная культура и биоэтика
- Прогресс как нравственный и духовный рост человека
- Сопереживание, эмпатия
- Воспитание этичного отношения к животным как часть нравственного воспитания
- Пути формирования этичного отношения к животным