3. Средневековая эстетика.
глубоко теологична. Все основные эстетические понятия находят свое завершение в Боге. В эстетике раннего средневековья наиболее целостную эстетическую теорию представляет Августин Аврелий. Находясь под влиянием неоплатонизма, Августин разделял идею Плотина о красоте мира. Мир прекрасен, потому что сотворен Богом, который и сам есть высочайшая красота, и является источником всякой красоты. Искусство создает не реальные образы этой красоты, а лишь ее вещественные формы. Поэтому, полагает Августин, должно нравиться не само произведение искусства, а заключенная в нем божественная идея. Следуя античности, св. Августин давал определение прекрасного, отталкиваясь от признаков формальной гармонии. В сочинении О граде Божьем он говорит о красоте как о пропорциональности частей в сочетании с приятностью окраски. С понятием красоты у него связаны также понятия соразмерности, формы и порядка.
Новая средневековая интерпретация красоты состояла в том, что гармония, стройность, порядок предметов прекрасны не сами по себе, а как отражение высшего богоподобного единства. Понятие «единство» является одним из центральных в эстетике Августина. Он пишет, что форма всякой красоты – единство. Чем более совершенна вещь, тем больше в ней единства. Прекрасное едино, потому что и само бытие едино. Понятие эстетического единства не может возникнуть из чувственных восприятий. Напротив, оно само обуславливает восприятие красоты. Приступая к эстетической оценке, человек уже имеет в глубине души понятие единства, которое затем ищет в вещах.
Большое влияние на средневековую эстетику оказало учение Августина о контрастах и противоположностях. В трактате О граде Божьем он писал, что мир создан как поэма, украшенная антитезами. Различие и разнообразие придает красоту каждой вещи, а контраст придает особую выразительность гармонии. Чтобы восприятие красоты было полным и совершенным, правильное соотношение должно связывать созерцающего красоту с самим зрелищем. Душа открыта для ощущений, которые согласуются с ней, и отвергает ощущения, неподходящие для нее. Для восприятия красоты необходимо согласие между прекрасными предметами и душой. Нужно, чтобы в человеке была бескорыстная любовь к красоте.
- 1. Предмет и задачи эстетики. Место эстетики в системе гуманитарного знания.
- 2. Эстетика античного мира.
- 3. Средневековая эстетика.
- 4. Эстетика Просвещения.
- 5. Немецкая классическая эстетика (конец XVIII – начало XIX в.).
- 6. Развитие эстетических идей в России.
- 7. Основные тенденции развития европейской эстетической мысли (вторая половина XIX–XX вв.)
- 8. Категории эстетики. Эстетическое.
- 9. Прекрасное – как основная категория эстетики.
- 10. Возвышенное
- 11. Трагическое.
- 12. Комическое.
- 13. Безобразное, низменное, ужасное.
- 14. Хаос и гармония.
- 17. Художественный образ и его характеристики.
- 19. Этапы художественного процесса.
- 20. Художественные направления.
- 21. Эстетическое сознание XX в.
- 22. Эстетическое воспитание личности: цели и задачи.