logo search
биоэтика в высшей школе

Дикие животные. Проблемы экологии и биоэтика

Это и их мир тоже (Листовка Гуманного общества США)

Когда говорят об окружающей среде, диких животных традиционно относят к компоненту этой среды; дикая фауна именуется в официальных документах природными ресурсами. Но дикие животные - такие же чувствующие существа, как и более знакомые нам домашние животные; дикие животные имеют такие же потребности, как домашние животные, как человек, и такое же право их удовлетворять. В соответствии с принципами биоэтики, их жизнь так же драгоценна и так же должна быть защищена, как и других компонентов "биоса" - всего живого на земле. Листовка Гуманного общества США, гласящая: "Это и их мир тоже", показывает фотографии различных обитателей земли, или, как их иногда называют, наших сопланетных жителей. У животных так же, как и у человека, нет другого места обитания, кроме этой планеты, и перед ними также стоят проблемы экологического характера - возможности выживания на Земле.

Д-р Майкл Фокс рассматривает вопрос самостоятельной ценности животного и указывает, что дикие животные могут иметь не только внутреннюю ценность, но и внешнюю ценность - для других, для окружающего мира. "Ценность животного для других состоит в том, - пишет Фокс в статье" "Ценность чувствующих существ", - что оно вносит вклад в гармонию, красоту и разнообразие в биотическое сообщество. Поэтому ценность животных можно рассматривать более широко, с холистических, экологических позиций, т. е. видеть его как индивидуума, который вносит свой значительный вклад в экологическое окружение".

Майкл Фокс развивает интересную мысль о потенциале существ, чувствующих и нечувствующих. "Скажем, потенциал одного человеческого существа чрезвычайно мал по сравнению с потенциалом растений, бактерий, которые могут размножаться бесполым путем и клонировать себя. А потенциалы камней, воды вообще безграничны". Фокс напоминает слова Франциска Ассизского, который назвал сестрами неодушевленные предметы, например, воду. Его отношение к природе помогает видеть ценность всего сущего на земле - внутреннюю и внешнюю - и еще раз развенчивает идею "превосходства" человека.

Фокс считает неправильным определять ценность животного в зависимости от сложности его организации - даже низко организованные животные ценны для себя так же, как высоко организованные, и вносят столь же значительный, а иногда и более значительный вклад в биотическое сообщество по сравнению с ними. Он говорит: "Если бы у нас была простота бактерий, смиренность оленя, мудрость волка, мы действительно представляли бы большую ценность как вид для природы".

Ценность каждого существа заключается также в том, что оно вступает в определенные отношения с каждым живым существом своего окружения. "Такое понимание ценности животного, - продолжает М. Фокс, - с одной стороны, самостоятельной ценности, с другой - ценности для его окружения, его роли в сохранении биотического сообщества, - весьма далеко от оценки животного как простого инструмента, используемого человеком.

Этика, трактуемая с биоцентрических позиций, включает благоговение перед жизнью в целом. Это уважение и забота о благополучии и об окончательном самовыражении всех чувствующих существ. Таким образом, каждое живое существо важно ради него самого; другими словами, оно имеет собственную ценность" .

Действия человека в дикой природе на протяжении всей истории человечества не учитывали ни в какой степени биоэтические принципы, и именно катастрофические результаты истребления им флоры и фауны планеты показали несостоятельность принципов отношения человека к дикой природе. Бездумное и безжалостное истребление миллиардов живых существ, исчезновение целых видов животных потрясли ученых, подводящих итоги деятельности человека за последние несколько столетий. Тот факт, что многие виды животных на земле уже никогда не будут существовать, заставил людей осознать, что животные дороги им не просто потому, что они полезны, но они драгоценны сами по себе.

В своей известной книге "До того, как умрет природа" Жан Дорст пишет: "Мы можем вместе с биологами утверждать, что человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с ее законами. Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой существует очень давно. Старый "договор", связывающий первобытного человека с его местообитанием, был расторгнут одной из сторон - человеком, как только он почувствовал себя достаточно сильным, чтобы признавать впредь лишь законы, созданные им самим. Эту позицию следует полностью пересмотреть и подписать новый пакт с природой - пакт, дающий человеку возможность жить с ней в полном согласии".

Критикуя отношение к живой природе человека "технократической" эпохи, Ж. Дорст фактически бросает упрек антропоцентрическому мировоззрению, толкнувшему человека на путь безответственного и потребительского отношения к природе, к животным, и считает этот образ мыслей устаревшим:

"Дронт, бескрылая гагарка, странствующий голубь, зубр, зебра квагга и еще многие и многие животные исчезли навеки с лица земли по вине человечества, избравшего неверный путь и вообразившего, что оно может заменить все на свете продуктами своей индустрии. Пожелаем же, чтобы эти утраты были компенсированы исчезновением Homo faber и Homo technocraticus, позднейшего, но уже ставшего архаическим ответвления рода человеческого".

Хотя Ж. Дорст указывает на важность разумного отношения к живой природе ради интересов самого человека, он в конце своей книги занимает этическую позицию и призывает к любви ко всем живым существам, к природе:

"У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы. Но в конечном счете природу может спасти только любовь. Природа будет ограждена от опасности только в том случае, если человек хоть немного ее полюбит просто потому, что она прекрасна".

Ниже приводится краткая история уничтожения человеком диких животных.

Первым пострадал континент Евразии: сведение лесов и охота привели к исчезновению ряда видов диких животных. Ранее других животных в Европе исчез тур - последний представитель этого вида умер в начале XVII века в Польше. Исчез и зубр, последние экземпляры которого - в количестве нескольких сотен животных - сохраняются в заповедниках.

Еще в первом веке нашей эры в Европе был уничтожен лев. Резко сократилась численность медведей и волков, места обитания которых сильно уменьшились.

В Европе исчезли крупные птицы, в частности, европейский ибис; такие же виды птиц, как орлы, грифы, стали редким явлением.

В Северной Америке, после того как началось вторжение европейцев, уничтожение животных носило стремительный характер и происходило в невиданных масштабах. Если изменение природной среды в Европе протекало веками, то в Северной Америке разрушительные процессы заняли лишь 200 лет. Хищническое разграбление природных богатств в этой части земного шара явилось беспрецедентным процессом во всей истории человеческой цивилизации. Причиной уничтожения животных на этой территории так же, как и в Европе, явилось сведение лесов и интенсивная охота. Более других известна история исчезновения странствующего голубя, который жил огромными колониями - до миллиардов особей в каждой - в восточных районах Америки. Эту мигрирующую птицу европейцы стреляли во время перелетов стай, доставали птенцов голубя из гнезд, срубая деревья. К XIX веку эта птица была практически уничтожена. Последний экземпляр странствующего голубя погиб в неволе в 1914 году.

Другими исчезнувшими птицами в США были каролинский попугай, белоклювый дятел, степной тетерев и др.

Среди морских птиц, уничтоженных человеком в Северной Америке, следует упомянуть бескрылую гагарку, жившую на побережье северной части Атлантического океана. Несмотря на значительную территорию, на которой обитала эта птица, она была уничтожена.

Трагична судьба и млекопитающих Северной Америки: известна история уничтожения американского бизона, миллионные стада которого паслись на равнинах к моменту появления европейцев в Америке. Бизонов стреляли ради шкур, ради развлечения, для того, чтобы обречь на голод индейцев, в результате чего бизоны были поголовно истреблены.

Были почти уничтожены такие животные, как олень вапити, тундровый северный олень, вилорогая антилопа, медведь гризли.

Другими континентами, фауна которых значительно пострадала от рук человека, были Африка и Австралия.

Истребление животных в Африке началось после заселения южной части континента голландцами. Первым исчезнувшим видом животных была голубая лошадиная антилопа; исчезла также зебра квагга, последнюю буры истребляли намеренно.

Из животных, заселявших другие части континента, пострадали слоны, обитавшие повсеместно южнее Сахары; они стали жертвой бизнеса по добыче слоновой кости. О спросе на бивни слонов можно судить по такой цифре: с 1860 одна Англия получала ежегодно по 550 тысяч тонн слоновой кости.

Мода на шкуры животных, на охоту на диких животных усилила процесс уничтожения крупных животных Африки: носорога, льва, бегемота, жирафа.

Особенность трагедии диких животных Австралии заключается в том, что сумчатые животные на этом континенте не выдерживали конкуренции с животными, завезенными из Европы. В результате этого большая часть многочисленных еще в прошлом веке сумчатых животных вымерла. Почти полностью истреблен сумчатый волк, сумчатые крысы. Находятся под угрозой исчезновения кенгуру и сумчатый медведь коала, которых уничтожают ради их меха. Истреблены такие птицы Австралии, как черный эму, австралийские земляные попугаи.

Несколько меньший ущерб человек нанес животным Южной Америки и Азии, однако и на этих территориях ряд видов животных находится под угрозой исчезновения. В Южной Америке это грызун шиншилла, которого в диком состоянии истребили полностью из-за его красивого меха; теперь шиншилла сохранилась только в неволе. Резко сократилось и местами исчезло поголовье черепах на Галапагосских островах; по мнению специалистов, со времени открытия островов уничтожено около 10 млн. этих животных.

Исчезающими видами животных в Азии являются носороги, в Индии и Индокитае, на Суматре; уменьшается поголовье слонов и львов, истреблен индийский гепард.

Жестокость человека по отношению к диким животным заключается не только в том, что он ставит под угрозу само их существование, - крайне негуманны методы, с помощью которых человек "добывает" диких животных. Наиболее жестокой формой уничтожения животных является ловля пушных животных капканами. В XX веке борьба против жестокого обращения с животными приняла значительные масштабы, и в 80-х гг. общественность Европы и Америки выступила с протестом против применения капканов. Были выпущены листовки, плакаты, значки, открытки, буклеты, опубликованы статьи, в которых рассказывалось, какой ценой добывается мех. Огромный плакат, изображающий манекенщицу с окровавленной шубой - на которой кровь убитого животного - был повешен в центре Лондона. Был снят цветной фильм скрытой съемкой в Канаде, который запечатлел натурные сцены ловли животных, их агонию в капканах; фильм обошел весь мир, демонстрировался он и в России.

В листовках с названием "Что вы должны знать о мехе" говорится:

"Знаете ли вы, что 100 миллионов животных убивают ежегодно - не для получения пищи, а только ради их меха? Половина этого огромного количества животных: выдры, волки, лисы, бобры - отлавливаются капканами и умирают долгой мучительной смертью."

"Стальной капкан называют "дьявольским инструментом пытки". Его дужки на пружинах ловят животное за лапу. Животное убивают не сразу, оно медленно умирает в течение часов, возможно дней, в сильнейших мучениях".

Один из снимков на листовке изображает белку, висящую на раздробленной лапке: она попала в капкан, спрятанный на ветке дерева, к которой он крепился на цепочке. В листовке сообщается, сколько животных различных видов необходимо убить, чтобы сделать одну шубу:

60-80 соболей, 16-20 бобров, 10-24 лисицы, 100-400 белок, 3-5 волков.

В результате этой кампании против ношения мехов спрос на натуральные меха за рубежом упал. В Швейцарии, например, цены на меховые изделия снизились на 75%, а в Нидерландах - даже на 90%. Вдвое упал объем закупок меха в России.

Другая кампания, принявшая мировые масштабы, была направлена на защиту новорожденных котиков, называемых бельками, которых в период лова избивали в огромном количестве в Канаде и в России. В качестве метода забоя традиционно применялись удары дубинкой по носу детеныша. Участникам кампании удалось добиться запрещения этого вида добычи пушнины за рубежом.

Проблема запрещения капканов была поставлена общественностью перед Советом Европы, который принял решение запретить в странах Европейского сообщества ввоз мехов из стран, где применяются капканы. Главными поставщиками меха, добытого с помощью капканов, являются США, Канада и Россия. Учитывая это решение, в Закон о животном мире России был введен пункт о запрещении применения ногозахватывающих капканов, который однако, содержал оговорки.

Воспитание, обpазование и пpоблемы биоэтики 

Безграничное сострадание, милосердие к всем живущим существам есть полнейшее ручательство за нравственное поведение. Шопенгауэр

Принципы нравственного воспитания и биоэтика 

Биоэтика, как уже указывалось выше, - это составная часть этики, т. е. область нравственного отношения к окружающему человека миру. Этичный человек не может оставаться равнодушным к страданиям другого, даже если этот другой - животное. Этика отношения к людям и этика отношения к животным - биоэтика - имеют одну и ту же психическую основу - способность сопереживания. Поэтому воспитание у детей доброго отношения к животным формирует у них такие социально важные качества, как отзывчивость, доброта.

Нравственное воспитание ребенка состоит в том, что ему постоянно напоминают об интересах других; когда в основу воспитания положена не просто этика, а универсальная этика, ребенку постоянно указывают, что и животные имеют потребности, способны чувствовать. Универсальная этика расширила рамки философии и дополнила круг лиц, по отношению к которым человек должен чувствовать ответственность; и биоэтическое воспитание - это наиболее полное и логическое решение задач воспитания, это формирование гармонически развитой личности, руководствующейся в своих действиях не просто традициями, не антропоцентрической моралью, оправдывающей дурные методы благородными целями, но оценивающей потребности каждого живого существа по справедливости и учитывающей их в своей деятельности. При биоэтическом воспитании устраняется та ущербность миропонимания, которую Швейцер называл игрой на рояле, когда нельзя касаться определенных клавиш - эти клавиши представляли собой те области деятельности человека, которые не выдерживали критики с точки зрения этики т. е. отношение человека к животным.