1. История появления визитных карточек
Прабабушки визитных карточек появились на свет достаточно давно -- более 2500 лет назад. В эпоху Чуньцю (770-476 гг. до н.э.) и Чжаньго (475-221 гг. до н.э.) в Древнем Китае произошел стремительный культурный подъем. Именно в это время зафиксировано появление карточек, подобных современным визиткам. Судя по описаниям, это были особые тонкие дощечки для письма, изготовленные из бамбука или дерева, на одной из сторон которых вертикально наносились иероглифы. Позднее, в III веке до н.э. наиболее распространенным материалом для письма стал шелк. В тексте, написанном на такой дощечке или материи, указывалось лицо, подающее прошение или делающее визит, а также кратко излагалась просьба или тема визита. Такие «визитные карточки» изготавливались каллиграфами индивидуально к каждому случаю, а потому не могли быть универсальными. К тому же изготовителям нужно было платить приличные деньги, что могли позволить себе лишь немногие.
Первые визитки, похожие на современные, появились в Китае примерно в III веке. Китайским чиновникам специальным указом вменялось в обязанность иметь визитные карточки на красной официальной бумаге. Никаких лишних сведений: имя, фамилия, должность.
Во Франции первые визитки появились во времена Людовика XIV. Она стала вещью значимой и представляла своего хозяина во всем величии.
В XVI-XVII веках визитками уже пользовались горожане Венеции и Флоренции. Первая печатная визитная карточка обнаружена в Германии и относится к 1786 году.
Более похожие на современные визитные карточки появились во Франции в середине XVII века во времена Людовика XIV. Именно роскошь двора «короля-солнца» послужила толчком для введения в этикет карточек для визита (carte de visite). Положение визитных карточек, как штучного товара, не особенно изменилось по сравнению с их древнекитайскими «родственницами». Карточками продолжали пользоваться только представители высшего света, и широкого распространения они не получили в основном из-за своей дороговизны. Правда, справедливости ради, нужно сказать, что это был благоприятный период в истории визитки: в оформлении карточек принимали участие художники, изготавливались они вручную, каждая была уникальна. Из довольно заурядных картонок они превращались в подлинные шедевры графического искусства и являлись прекрасным дополнением к лоску, титулам и званиям своих владельцев, их положению в обществе Визит в историю // БОСС. Бизнес: Организация, Стратегии, Системы, №10, 2003..
Со временем положение визитной карточки изменилось. Как и следовало ожидать, она, наконец-то, получила более массовое распространение, Своеобразный «визиточный» бум достаточно просто объяснить, если посмотреть на реальную жизнь России того периода. В начале XIX века в обществе стали популярны визиты -- утренние посещения родственников, знакомых и сослуживцев. Примерно со второй половины века они становятся обычаем. Визитки становятся неотъемлемым атрибутом таких встреч. Хотя лица низших сословий при визитах пользовались не визитками, а общими визитными листами. И это опять же указывает на тот факт, что визитки еще не стали общедоступными, хотя и расширили «зону влияния». В качестве иллюстрации можно привести пример из рассказа А.П. Чехова «Раз в год» (1884), где престарелая баронесса вот как говорит о купцах -- «…для этих господ положены в передней лист бумаги и перо. Каждый сверчок знай свой шесток. Пусть распишутся и уедут…». Для мелких чиновников такие листы находились в подъезде начальника рядом со швейцаром, и подчиненные поздравляли его с праздниками (Рождеством Христовым, Пасхой, семейными торжествами), оставляя собственноручную запись на визитном листе, в которой указывали свою фамилию.
Положение визиток нашло отражение в энциклопедии Брокгауза и Эфрона, в которой авторы пишут о визитных карточках буквально следующее: «для представления во время визитов и пересылки подарков». Не менее известный Владимир Даль относит понятие о визитной карточке к теме «визит», тем самым, подчеркивая ее исконное и основное предназначение. Свое возросшее значение визитки утвердили даже в литературе, наконец-то, о них не только говорили, но и писали. Вспоминается опять же А.П. Чехов и его рассказ «Ненужная победа» (1882), где так говорилось о карточке репортера -- «Его визитная карточка давала ему бесплатный вход во все подобные места, желающие, чтоб об их скандалах печатались рапортички … Скандал описанный в «Фигаро» - лучшая реклама».
Таким образом, визитные карточки стали неотъемлемой частью этикета. Правила их употребления были не менее сложны, чем правила пользования столовыми приборами. Визитные карточки дополнили ряд таких понятий, как, например, титул и чин Стоцкая Л. Из истории визитных карточек. М.: РИА "Диалогъ", 2002..
Возрастающая роль буржуазии в обществе способствовала выходу визитной карточки, что называется в «люди», а точнее в люди деловые. И происходит это в Европе и Америке, где визитная карточка продолжает свое «триумфальное» шествие. Недаром английское (или американское) название предмета -- business card -- в дословном переводе означает «деловая карточка», в отличие от французского -- carte de visite -- «карточка для визитов». Визитные карточки начала ХХ века интересны и своеобразны. Они резко отличаются от современных образцов. Все-таки в то время основная функция визитной карточки -- это церемониальность, а на втором месте -- их деловой аспект. Интересно, что особенно вычурны дамские визитные карточки. Не случайно, почти все они богато украшены орнаментальным тиснением или резьбой. Строгая форма карточек слегка изменяется фигурным краем опять же для украшения. Для дам визитная карточка -- это часть этикета. Визитные карточки джентльменов более строги, они настроены на деловой лад.
К концу XIX века резко меняется функциональное назначение визитной карточки. В моду входит деловой стиль, и визитки выполняют строго информативные функции. На них указываются фамилия, титул, род занятий и точный адрес владельца Зарайченко В.Е. Этикет государственного служащего: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2004. - 324 с..
В России визитными карточками стали пользоваться в конце XVIII - начале XIX века.
Широкое распространение они получили во времена царствования Екатерины II - императрица очень любила изящные нововведения в области этикета.
На карточке И.И. Бецкого, президента Имперской академии художеств, красовался амур в облаках, держащий ленту над овальным, обрамленным веткой лавра щитом.
На поле щита можно было написать несколько строк для того, кому визитка предназначалась. Иной раз художник ограничивался простой орнаментной рамочкой с местом для письма - именно такой способ оформления использован на визитной карточке Д.И. Фонвизина. Визитные карточки А.В. Суворова были украшены сценами из охотничьей жизни.
Часто в качестве визитных карточек использовались изящные маленькие гравюры, прямо на которых писали фамилию.
В середине XIX века, в период становления буржуазии, оформление карточек существенно меняется. Визитка приобретает более лаконичный дизайн, исчезают замысловатые излишества в оформлении, на первый план выступает красота шрифтов.
С середины XIX века параллельно с типографским способом изготовления карточек сохраняется и рукописное их оформление. При заполнении специальных заготовок для визитных карточек, или, как их еще называли в те времена "билетов" пользовались орешниковыми чернилами. При нанесении на бумагу чернила приобретали благородный бронзовый цвет.
Позднее, на рубеже XIX и ХХ веков, дизайн визитки опять усложняется: используются шрифты ручной работы, орнаменты, гравюры с эмблемами (грозди винограда, голубка с письмом в клюве, якорь и т.п.) и даже с портретами владельцев.
Дизайном визитных карточек увлекались великие художники Бакст и Бенуа. Появляются специальные конвертики для визиток, пользующиеся большой популярностью. В них визитки рассылались по городам и странам. Для этого на конверт достаточно было наклеить почтовую марку и написать адрес.
Общество святой Евгении в Санкт-Петербурге в конце XIX века стало специализироваться на издании большими тиражами заготовок для визитных карточек и миниатюрных конвертов к ним. Указание на визитках адреса владельца становится обязательным элементом ее оформления, однако на дамских визитных карточках его печатать не принято.
Дамские визитки в целом выглядели изящнее и миниатюрнее. Мужские же, наоборот, часто имели большие размеры и порой достигали формата стандартного почтового конверта.
Одновременно с визитными карточками создавались всяческие аксессуары к ним. В прихожей всякого почтенного дома обязательно стоял серебряный поднос для визитных карточек, а кое-где - устрашающего вида чучело медведя, держащего такой поднос на вытянутых лапах.
Приезжая с визитом, принято было оставлять свою визитку на этом подносе. Если гость не заставал хозяина дома, верхний левый уголок визитки принято было загибать.
Для собственных визиток заводили коробочки: кожаные, серебряные, золотые, фарфоровые, расписные, резные и инкрустированные. Для хранения визитных карточек изготавливали роскошно переплетенные альбомы с прорезями для карточек.
Шикарно оформленные визитные карточки стали применять и при организации свадебных, траурных, рождественских и пасхальных церемоний.
Уже в конце XIX века появляются рекламные визитки с указанием названия фирмы, фамилии владельца, адреса, телефона и зачастую коммерческого предложения товара или услуги. Другая сторона карточки использовалась в качестве счета: ее заполняли после продажи товара - наклеивали гербовую марку уплаты налога, ставили печать фирмы и передавали покупателю.
После 1917 г. выпуск визитных карточек в России резко прекратился. Вновь визитка появилась в Советском Союзе, но она резко отличалась от зарубежных визитных карточек. Стало принято фамилию владельца карточки писать впереди имени, что приводило многих в замешательство. Также отсутствовала какая либо изысканность и пышность.
За границей существовали два вида карточки: вертикальная и горизонтальная. Визитка вертикального формата появилась в конце 19 века, горизонтальная же появилась несколько раньше. В СССР в основном преобладал горизонтальный формат....
В советское время визитка являлась неотъемлемым атрибутом сотрудников обкомов и райкомов, реже деятелей культуры, космонавтов.
Времена изменились, и с приходом демократии иметь визитные карточки стало возможно всем.
У дизайнеров появилась новая веха творчества - дизайн визитной карточки. Появился спрос, требовательные заказчики.
Современные владельцы визиток стремятся втиснуть в неё как можно больше информации: эмблемы и символы, товарные знаки, фотографии, рисунки гербов и флагов.
Но среди этой неразберихи существует особый класс профессионально художественно сделанных стильных визитных карточек. Такие визитки становятся произведениями искусства и поражают своей фантазией и профессиональностью Попов М.П. Визитная карточка. М.: Форум, 2003..