Тема 2.3. Высшие моральные ценности
Добро, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство – высшие моральные ценности и категории этики. Категории добра и зла в истории этической мысли. Диалектика добра и зла. Добро и зло как проявление человеческих взаимоотношений. Справедливость – понятие морального сознания и принцип деятельности, правильная мера соответствия деяния и воздаяния. Справедливость как критерий добра.
Свобода и необходимость. Детерминизм и индетерминизм, этический фатализм и волюнтаризм – исторические формы решения проблем моральной свободы. Диалектическая традиция в решении этой проблемы. Проблема человеческой свободы в философии экзистенциализма. Свобода и моральная ответственность личности, их взаимосвязь. Моральный выбор – форма проявления нравственной свободы и ответственности личности. Понятие морального конфликта и его принципы – альтернативность ценностей, необходимость выбора и его драматизм, риск и ответственность. Виды нравственных конфликтов, их источники, природа и способы разрешения – выбор на основе иерархии ценностей. Поступок по совести, по справедливости. Проблема соотношения целей и средств их достижения. Диалектический подход в оценке целей и средств. Общие принципы и правила оценки поступков индивидов.
Долг и совесть как морально-психологические механизмы самоконтроля личности. Объективная и субъективная стороны долга, его уровни. Долг и нравственная свобода личности. Совесть как осознание моральной ответственности человека перед обществом. Чувственно-эмоциональный и рациональный уровни совести. Совесть, стыд, вина. Взаимосвязь совести с сознанием долга и пониманием добра.
Понятие чести и достоинства как отражение ценности и значимости личности. Исторические изменения представлений о чести и достоинстве. Комплементарность чести и достоинства. Нравственно-психологические характеристики чести и достоинства: адекватность самооценки, уверенность, самокритичность, честолюбие, тщеславие. Достоинство, гордость, гордыня.
Смысл жизни и счастье как выражение высших потребностей человека. Основные концепции смысла жизни. Смысл и цель жизни. Объективная и субъективная стороны смысла жизни и счастья. Общечеловеческое и конкретно-историческое в содержании смысла жизни и счастья. Различные представления о счастье и назначении человека. Смертность человека и проблема смысла жизни. Счастье и несчастье, радость и страдание.
Любовь и дружба как высшие моральные ценности. Социально-нравственные характеристики товарищества, дружбы, любви. Роль дружбы в становлении личности. Нравственный смысл любви. Любовь как нравственно-эстетическое чувство и как отношение между людьми, связанными глубокими духовными чувствами и взаимным влечением. Христианское, «куртуазное», сентиментальное, романтическое представление о любви. Индивидуализация любви в эпоху становления и развития буржуазных отношений. Виды любви. Увлеченность, влюбленность, любовь. Нравственные ценности верности, целомудрия, изменение их содержания в истории культуры. Любовь и брак. Любовь, секс, эротика.
- Тематический план (для студентов дневной формы обучения)
- Тематический план по этике
- Программа курса Введение. Предмет этики, структура этического знания
- Раздел 1. История этических учений
- Тема 1.1. Этика Древнего Мира
- Тема 1.2. Этика Средневековья, Возрождения и Реформации
- Тема 1.3. Этическая мысль XVII-XIX вв.
- Тема 1.4. Развитие этических идей в хх – начале ххi века
- Раздел 2. Теоретические проблемы этики
- Тема 2.1. Историческое развитие морали
- Тема 2.2. Структурно-функциональный анализ морали
- Тема 2.3. Высшие моральные ценности
- Раздел 3. Прикладная этика
- Тема 3.1. Понятие прикладной этики, ее проблемное поле
- Тема 3.2. Экологическая этика. Биоэтика и биомедицинская этика: общее и особенное
- Тема 3.3. Профессиональная и деловая этика
- Тема 3.4. Культура общения и этикет
- Планы семинарских занятий
- Занятие 1. Развитие этических идей в хх веке
- Занятие 2. Историческое развитие морали
- Занятие 3. Основные проблемы биоэтики
- Занятие 4. Культура общения и этикет
- Планы семинарских занятий
- Занятие 1. Основные проблемы биоэтики
- Занятие 2. Культура общения и этикет
- Литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Примерная тематика рефератов
- Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену